Наша героиня носила красный галстук, искренне ратовала за свободу и независимость своей удивительной страны. Всего каких-то 10 лет назад.
Необычный союз
Лилия Эррера-Роленко родилась на Кубе.
- Моя мама познакомилась с кубинцем в Одессе, - рассказывает девушка. - Папу, будущего военного инженера, направили туда учиться. Потом родители уехали на Кубу, и на свет появилась я.
Девочку назвали международным именем Лилия. От кубинской традиции двойных имён молодожёны решили отступить. Вместо имени дочь получила двойную фамилию - уникальную или, по крайней мере, очень редкую, кубинско-украинскую.
Как повяжешь галстук…
- Кубинские дети в школу идут с пяти лет, - продолжает Лилия. - Первый год мы спали прямо в школе. В одной комнате был учебный класс, в другой - спальня. На второй год нам выдали школьную форму - белые рубашки и красные сарафаны. В четвёртом классе нас посвятили в пионеры, выдали синие галстуки, цвет означал чистоту помыслов. Галстук мне повязывал папа. Именно отец рассказывал мне о добрых и воспитанных пионерах, об их подвигах и делах.
Красный галстук кубинским школярам выдают через два года - в шестом классе. Все школы носят имена революционеров-освободителей.
- У каждой школы стоит памятник выдающимся кубинцам, - рассказывает бывшая пионерка. - Возле нашей стоял монумент кубинского поэта Хосе Марти.
По линеечке
Каждое утро во всех кубинских школах начинается с линейки.
- Все ученики выстраиваются на школьном дворе в 8 часов утра, - вспоминает Лилия. - При полной тишине под звуки гимна поднимают флаг. Опоздание на школьную линейку - маленькая драма для кубинских учеников. Ровно в 8.00 на территорию школьного двора никого не пускают.
- Я опаздывала всего два раза, - улыбается девушка. - Помню, как с рёвом прибегала домой и переживала весь день свой прогул.
Кто за Деда Мороза?
Кубинских школьников с детства воспитывают патриотами своей независимой страны. Даже 1 января вместо привычного нам Нового года жители острова празднуют День Кубы. Лилия с неподдельным восторгом вспоминает, как она смотрела по телевизору выступления Фиделя Кастро и искренне радовалась тому, что он жив.
- На Кубе почитают всех героев, которые освободили кубинцев, - с теплотой вспоминает Лилия. - До сих пор помню, как в октябре мы всей школой ходили на набережную, - бросали в воду живые цветы в память о герое Камилло Сьено Фуэго. Он погиб, разбившись на вертолёте.
Мы ходили также помогать пожилым людям. Занимались с младшими, пели пионерские песни.
Главное - не унывать!
О Кубе Лилия вспоминает как о военной стране.
- В городе Матансас, где мы жили, милиционеры растворялись в обилии людей в зелёной форме и белых халатах - врачи были по количеству на втором месте после военных.
Лилия скучает по спокойной и безопасной родине.
- В новостях очень редко звучали криминальные новости, - рассказывает кубинка. - Кстати, в нашем распоряжении было только два телеканала - основной, где показывают новости, сериалы, развлекательные программы, и спортивный.
Кубинцы - народ открытый и жизнелюбивый.
- Говорят, кубинец бедный, но всегда улыбается, - поясняет девушка. - Моя бабушка жила в Гаване в одном из бедных кварталов, в коммуналке. Я часто гуляла там и до сих пор помню обветшалые домишки, рядом с которыми сидят довольные кубинцы и курят сигары. У нас и учителя такие - открытые и темпераментные. Они очень артистично преподавали, о революции рассказывали так, как будто сами воевали.
В российских школах такой стиль преподавания сложно представить. Дети просто не поймут учителя и решат, что можно расслабиться. Мы же все сидели не шелохнувшись. А за сквернословие лишали галстука, так что мы боялись даже про себя произнести нехорошее слово.
Привет, Россия…
Так сложилось, что в 11 лет Лилия переехала с мамой жить в Нижегородскую область, в посёлок Большое Пикино, - ухаживать за больной бабушкой.
Самым сложным для девочки оказалось начать разговаривать на русском языке. Сейчас в это трудно поверить - Лилия говорит без акцента.
- Я всё понимала, но сказать не могла ни слова, - улыбается она. - Спасибо учителям, которые стали дополнительно со мной заниматься. Уже через год я стала общаться на русском, а школу закончила с 6 четвёрками, остальные были, конечно, пятёрки. Но мягкие знаки я не слышу до сих пор. Долго не понимала значения слова «Привет», а вместо него говорила «Здравствуйте».
Девушка смеясь вспоминает, как сосед по парте при виде её зажмурился и опустил голову.
- Но я не замкнулась в себе, спасибо национальному характеру, - поясняет Лилия. - Мне доверили возглавить работу школьного пресс-центра. Мне это так понравилось, что я решила после школы поступать в Нижегородский лингвистический университет, учиться на журналиста.
Расти, «Росток»!
Сейчас Лилия заканчивает 4-й курс. Третий год она работает в школе посёлка Неклюдово, который относится к городу Бор.
Пионерские традиции Лилия Павловна (отчество девушка додумала от имени отца - Пабло) продолжает в обычной российской школе. Свою работу новая вожатая начала с дисциплины. Весёлая, открытая вожатая ребятам пришлась по душе, и в школьную детскую организацию «Росток» потянулась детвора.
- Я стремлюсь передать воспитанникам своё жизненное кредо: никогда не унывать и идти только вперёд, не останавливаясь на достигнутом, - гордо поясняет Лилия. - Учу ребят ставить перед собой конкретные цели, пусть небольшие, но обязательно их достигать.
Современным детям очень не хватает сплочённости, коллективизма, бесконечного позитива и доброжелательности - всего того, что есть у кубинских детей.