Примерное время чтения: 5 минут
116

Лётчик-испытатель о дисциплине, суевериях и высоте

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 17/08/2011

Обаяние профессии

 Когда-то соседом по подъезду у семьи Кара был Константин Ильич Квитковский, заслуженный лётчик-испытатель СССР, работавший на заводе «Сокол». У Квитковского всегда было много благодарных слушателей среди дворовых пацанят. В том числе - маленький Серёжа.

- Помню истории Квитковского о полётах, о самолётах, об учёбе, - рассказывает Сергей Кара. - В своё время он ездил в Китай и там обучал лётчиков. Константин Ильич был незаурядным человеком. 

Квитковский, наверное, указал будущему лётчику направление, по которому тот должен пойти. Рассказал о тонкостях вступительных экзаменов, о том, как пройти комиссию.

Пачка на удачу

Так Сергей Кара оказался в Харьковском высшем военном лётном училище. С учёбой, конечно, связано много ярких воспоминаний. 

- Недавние школьники раньше летали только пассажирами на гражданских самолётах, а в училище осваивали управление истребителями, которые и на войне, и в мирное время выполняли совсем другие задачи, - говорит Сергей Кара. - Там нас научили не только летать, а жить вообще.

Были в лётном училище и свои особые традиции. Одна из них связана, конечно, с первым самостоятельным вылетом. 

- Перед вылетом курсант покупал блок болгарских сигарет (других хороших сигарет в продаже не было), - рассказывает Кара. - Одну пачку клал под переднее колесо самолёта. По завершении полёта её, раздавленную, забирал себе. Моя пачка долгое время хранилась у родителей. Остальные раздаривали инструктору, командиру звена, командиру эскадрильи, руководителю полётов и всем, кто помогал подняться в небо.

А вот как только лётчик приземлялся, другие курсанты хватали его за руки - за ноги и били задним местом о самолёт столько раз, какова сумма цифр его бортового номера. Кара, сделавший свой первый самостоятельный вылет 10 июня 1983 года на чешском реактивном самолёте Л-39, был стукнут 12 раз (но не больно).

- За такую традицию замполиты всегда гоняли, но искоренить её так и не смогли, - смеётся лётчик.

Привычка  не бояться

Первый полёт, конечно, незабываем. Один, без инструктора, курсант управляет грозной, смертельно быстрой машиной.

- Когда взлетел, я ещё по-думал: «А теперь мне нужно так же удачно приземлиться», - говорит Сергей Иванович.

Перед полётом и двадцать лет спустя случается испытывать волнение, признаётся лётчик. Но, если полёт предстоит сложный, нужно просто продумать свои действия так, чтобы всё прошло без заминки.

- Есть у лётчиков такое понятие - тренажи, одна из составляющих частей безопасности полёта, - объясняет мужчина. - Тренажи - система действий, которую ты должен выполнять на автомате, настолько она отработана, привычна. Чтобы в аварийной ситуации ты заново не искал, где что находится, не волновался, не паниковал. Чтобы руки двигались как бы сами по себе.

- Когда случаются сложности, а они случаются, то всё происходит настолько быстро, что испугаться просто не успеваешь, - добавляет он. - Только потом, задним числом, осознаёшь, что в этот момент было опасно.

Небо ошибок не простит

После училища Кара был распределён в истребительный полк в Венгрии, где прослужил 5 лет. Здесь теория, выученная за школьной партой, «обросла» навыками уничтожения воздушных и наземных целей, а также полётов на предельно малой высоте, ночью, в условиях минимальной видимости.

 - Были среди нас те, кто 28-30 дней или ночей в месяц находился на боевом дежурстве, - добавляет лётчик.

  В 1990-е, в 26 лет, Кара ушёл в экспериментальную авиацию (так называется авиация, занимающаяся лётными испытаниями), на нижегородский авиазавод «Сокол». Имея обширный опыт управления боевыми самолётами, он оказался новичком в службе лётчиков-испытателей. Но быстро стал своим.  

В 2010 году новейший истребитель Як-130, участвовавший в Параде Победы в Москве, нёс на своём борту нашего лётчика. И, хотя управляли истребителем военные, страховал их нижегородский спец. Лётчик-испытатель самым первым узнаёт, чего ожидать от машины и как себя с ней вести.

-В конструкции любого нового самолёта возможны ошибки, - объясняет Кара. - Задача лётчиков-испытателей - «на себе» выяснить, что за отказы могут быть в системе самолёта, и помочь довести хорошую модель до совершенства.

  Но, пока есть авиация, невозможно сделать так, чтобы самолёты никогда не падали, считает Сергей Иванович. 

- Если техника должна отказать, она откажет, - говорит он. - Но даже если машина работает без замечаний, люди - лётчики, диспетчеры, те, кто готовит самолёт к полёту, - своими действиями могут привести к беде.

В авиации ошибки обходятся гораздо дороже, чем на земле, считает Кара. Забарахлил мотор у автомобиля - можно пересесть на попутку; если кончился бензин - сбегать на заправку с канистрой. В воздухе всё не так.

- Бывали дикие случаи, когда самолёты взлетали незаправленными, - добавляет лётчик. - Но в нашей работе разгильдяйство недопустимо. Об этом я постоянно говорю молодым лётчикам.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно