Примерное время чтения: 7 минут
539

Артист Евгений Дятлов - о том, как играл Чкалова

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 16/01/2013
Фото АиФ-НН

Нижний Новгород, 17 января - АиФ-НН. О лётчике-герое, и не только о нём мы поговорили с актёром Евгением Дятловым после его выступления с вокальной программой в Нижнем Новгороде.

Человек или памятник?

- Евгений, известна ваша въедливость в работе над персонажем. Можете ли вы рассказать, каким был Валерий Чкалов - знаменитый нижегородец, памятник которому стоит на главной площади нашего города?

- Рассказать, каким был Чкалов, я, конечно, не могу. Но знаете, практически любую историческую личность можно подать в разном ключе. Мне, например, попадались рассказы о Чкалове человека, который в своё время был директором ленинградского музея, имел доступ к определённым материалам. Вот только вся его информация сводилась к тому, что Чкалов был нарушителем всех возможных дисциплин. Это представляло Чкалова настолько невоенным человеком, что у меня появились подозрения в, мягко говоря, необъективности автора... 

Справка
Евгений ДЯТЛОВ – российский актёр, певец, заслуженный артист России. Снялся более чем в 40 фильмах, в том числе – в рейтинговых телесериалах. Вёл циклы телепередач. 

Я вижу Чкалова так. Он был действительно человеком своеобразным, с неукротимым характером, обладал своим чётким мнением, витальной силой. 

Парни с подобным характером порой выглядели асоциальными типами и не вписывались в установленные рамки поведения. При этом они были способны в нужную минуту, в нужной ситуации прийти на помощь или в одиночку выполнить задание, возложенное на весь коллектив, после чего все сразу начинали примазываться к успеху. И я понял, что Чкалов совершал нечто, вызывающее у многих зависть. Нечто, противоречащее советскому принципу «незаменимых людей нет». 

На деле существуют личности, без которых история шла бы совершенно другим путём. Создателям фильма и, в частности, мне предъявляли претензии: «Вы показали Чкалова алкоголиком, бабником!» И я не понимаю, где мы его таким показали. Может, мой герой вылез из чужой постели, измазанный помадой, или как только из самолёта вышел, сразу за стаканом потянулся? Нет этого! 

Есть совершенно другое. На мой взгляд, Чкалов попал в очень сложную ситуацию: он был приближен к самым верхам и пытался побороться, как ему наивно казалось, за всё самое лучшее и светлое в своей стране. И осознал, что его порывы не имеют смысла. Почему никто в фильме не видит этого? 

Или взять историю с тем, как самолёт, пилотируемый Чкаловым, запутался в проводах. За это пилоту дали год тюрьмы - правда, он вышел оттуда через десять дней, потому что за него просили Алкснис и, кажется, Ворошилов. Об этой истории говорят, будто Валерий Павлович лихачил, а на самом-то деле он просто не заметил линии электропередачи. 

Он был предан делу беззаветно. Одна лишь деталь: Чкалов принципиально летал без парашюта - считал, что если лётчик-испытатель разобьёт самолёт, то и ему, никчёмному специалисту, жить незачем. Его исключали из Рабоче-крестьянской Красной армии. Два раза! И он, военный лётчик, занимался тем, что катал желающих на самолёте. И, конечно, буквально покрывался плесенью от тоски и бе-зысходности…

Но Чкалов вновь преодолевает эти трудности, вырывается, находит свои высоты... Когда нас обвиняют в том, что мы сняли такое вот «непочтительное» кино про «человека-памятник», мне кажется, что фильм «Чкалов» был воспринят в целом неадекватно. Реальные события порой «расставлены» в ленте не в строгой хронологической последовательности, но это сделано специально, для создания особой реальности. Мне кажется, что фильм стоило назвать не «Чкалов» (что создаёт ожидание биографической ленты), а «Баллада о крыльях» - песнь о том времени, о герое, о людях, у которых совершенно другая температура крови и другая точка зрения. В фильме всё это есть. 

Узнал себя 

- Вы глубоко изучаете материалы, связанные с вашими героями, - Чкаловым, Маяковским. А когда вы озвучиваете персонажа, тоже на все сто готовитесь к полноценной актёрской работе? Особенно интригуют «ваш» тритон Рэндал из «Корпорации монстров» и Рассказчик в «Бойцовском клубе»…

- Я благодарен режиссёру «Бойцовского клуба» по озвучке Маше Соловцовой, которая очень удачно почувствовала героев. Она пригласила озвучивать Брэда Питта Петю Семака, актёра Малого Драматического театра - Театра Европы. А мне «достался» Эдвард Нортон.

- Пока не прочитали ваше имя в титрах, мы и не подозревали, что этот предельно усталый голос человека, измотанного цивилизацией, - ваш…

- И американцы тоже не ожидали увидеть меня за кадром. Это уже о «Корпорации монстров». Дело в том, что Рэндала в оригинале озвучивал Стив Бушеми - артист весьма субтильного сложения, закрытый, ироничный. И когда у зрителей спрашивали, чего они ждут от озвучки, они предполагали закадрового артиста соответствующих габаритов и темперамента. Американцы наивно считают, что психофизика - вещь исключительно гармоничная, и представить себе не могут, как внутри одного человека может жить другой. 

Было очень приятно, что мне доверили и Рэндала, и персонажа Нортона, я работал с удовольствием и считаю, что получилось хорошо.

- Вам близка идея «Бойцовского клуба»?

- Была очень близка. Это связано с определённым периодом взросления. Есть возраст, в котором революционный метод представляется абсолютно органичным. Я сам, когда мне было 22-23 года, был готов вступить в любую организацию, которая боролась бы за светлое будущее и против чинуш, против всего того, что угнетает простого человека. Я ведь вышел из низов и знаю не понаслышке, как тяжело простому человеку куда-то пробиться, заслужить достойный уровень своей жизни. Почему-то надо кого-то об этом спрашивать и просить, а тебя в ответ унижают так, что ты не только перестанешь впредь просить, а вообще забудешь и думать о том, что достоин чего-то лучшего. Тогда мне казалось, что выход только один: надо всё свергать, без перемирий и переговоров...

Много всякой движухи

- А в фильме на самом деле перед титрами вклеен порнографический 25-й кадр? Или нам показалось?

- Не показалось. Но это не 25-й кадр, это режиссёрский ход такой, отсылка к тому, о чём говорится в первой части фильма: существует 25-й кадр, кодирование людей, управление сознанием. И хочется всё взорвать, протестуя против всего и сразу. 

Но штука в том, что вместе с этим ты готов и уничтожить весь мир, а вся эта команда взрывателей может только разрушать. Это серьёзная штука, над которой стоит задумываться, но нам уже думать некогда, и больно донельзя. И потому вокруг много всякой движухи, которая уже начинает пахнуть «Бойцовским клубом».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно