Могут ли с детства знакомые всем матрёшки или жостовские подносы стать моднее и актуальнее? Как дать историческому наследию новую жизнь и вписать его в современный мегаполис?
Об этом nn.aif.ru спросил у академического руководителя направления «Дизайн» нижегородского кампуса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Николая ТКАЧЕНКО.
С подноса – на платок
Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Николай, вы уже много лет руководите крупной студией современного графического дизайна. Откуда такой интерес к народным художественным промыслам?
Николай Ткаченко: – Честно сказать, никакого откровения от матрёшки у меня не было. Но в поисках новых изобразительных средств выяснилось: настоящие сокровища в этом плане есть в народных художественных промыслах.
В нижегородском кампусе «Высшей школы экономики» около года назад создали лабораторию исследования народных ремёсел. Исследовать мы стремимся по-новому. Достаточно хорошо изучена история появления промыслов – условно: какой монах куда пришёл и кого что делать научил.
Но, например, не изучены графические элементы мезенской, гжельской и хохломской росписей или филимоновской игрушки. Мы со студентами попытались начать такие исследования.
Второй важный момент работы – архивация промыслов. Статистика говорит, что сегодня средний возраст работника отрасли НХП в России – 65 лет. Это означает, что ещё лет 20 и многие промыслы в нашей стране исчезнут, вслед за людьми, обладавшими этими сакральными знаниями.
Наши студенты готовят книги-альбомы, посвящённые художественному и дизайнерскому исследованию конкретного промысла. Это архивация данных об исчезнувших или исчезающих промыслах для возможного их восстановления в будущем.
– Будут ли нужны народные художественные промыслы в будущем в том виде, в каком они давно существуют?
– Это, пожалуй, самая интересная для меня лично часть работы – переосмыслить народные художественные промыслы с точки зрения современного дизайна и использовать их в современной экономике массового спроса.
Сразу скажу, нам не заменить реальных мастеров или ремёсла с многовековыми технологиями и аутентичными материалами. Есть задача создать новый актуальный продукт для современного человека, используя мотивы и образы народных художественных промыслов.
Вот существует жостовская роспись, которая ассоциируется у всех со знаменитыми подносами. А можем ли мы эту роспись перенести на ткань и сделать шёлковый платок в технике батик для гардероба современной женщины? Или может ли жостовская роспись стать чуть другой, более актуальной?
Оживить «муху в янтаре»
– Вам не кажется, что промыслы ценят как раз за историческую и художественную достоверность?
– На самом деле события революции 1917 года нанесли серьёзный удар по народным художественным промыслам. Промысловые артели стали исчезать, и многие виды промыслов в стране фактически перестали существовать уже к 1920-30-м годам. Правда, в 1950-60-х годах после специального постановления ЦК КПСС в стране начали повсеместно восстанавливать утраченное.
Тогда на фабрику хохломы в Семёнове пригласили профессиональных художников-оформителей. Используя исторические образцы, они создали новый канон промысла. То, что мы видим сейчас, – это очень грамотно и хорошо традиционно восстановленный рисунок.
Статистика говорит, что сегодня средний возраст работника отрасли НХП в России – 65 лет. Это означает, что ещё лет 20 и многие промыслы в нашей стране исчезнут, вслед за людьми, обладавшими этими сакральными знаниями.
На мой взгляд, объём и сочетание цветов в этих рисунках в 2022 году уже выглядят устаревшими. А что если актуализировать рисунок с точки зрения современной моды, не меняя его основы? Более того, вернуться к образцам семёновской хохломской росписи конца XIX века, где было больше актуальных сегодня красных, чёрных цветов и золота?
На мой взгляд, сейчас народные художественные промыслы в России – своего рода муха, застывшая в янтаре. С художественной точки зрения они практически не развиваются, и это противоречит самой их природе. Ведь раньше народное искусство отражало всё то, что происходит вокруг. Скажем, мода на городской костюм меняла сюжетную городецкую роспись. Наша задача – открыть предприятиям отрасли некую «форточку» в мир современного дизайна.
– Предприятия к этому готовы?
– Интерес к нашей исследовательской работе у предприятий отрасли, в частности нижегородских, есть. Само время заставляет их менять подходы.
Да, должна быть ниша премиального продукта: ручная работа, дорогие материалы и, значит, высокая цена товара. Я вас уверяю, поклонники таких изделий есть и будут. Но это не исключает массового производства другого продукта по мотивам художественных промыслов.
Есть такой дизайнерский бренд Jahnkoy. Его участники сейчас живут в США, но родом из Нижегородской области и Чувашии. Они в сотрудничестве с крупнейшими мировыми брендами спортивной одежды сделали коллекцию на основе традиционного чувашского костюма. И это не подиумные вещи, это реально можно носить.
Сейчас очень популярна керамическая посуда. Почему бы той же городецкой росписи не «переехать» на керамику?
Детская площадка под хохлому
– Возможно, такое переосмысление деятельности предприятий народных художественных промыслов позволит привлечь на них новые кадры? Это давняя проблема этой отрасли.
– Мои соображения на этот счёт таковы: предприятия народных художественных промыслов традиционно живут в парадигме того, что художник работает от звонка до звонка рабочий день. Зачем? Современная промышленность работает с такими специалистами несколько иначе. Как правило, известный художник разрабатывает эскизы и макеты изделий, а потом начинается их массовое производство.
Думаю, народным промыслам не хватает продюсера, который бы организовал некую дизайнерскую серию. Например, сотрудничество «Союзмультфильма» и городецкой росписи. Или агрегатора такси и гжели.
– Сейчас народные художественные промыслы пытаются использовать для развития туристической привлекательности российских регионов, сделать брендом территории. Вы работаете с этой тематикой?
– Одно из современных направлений развития ремёсел и мест их бытования – как раз туристическая деятельность. Для туристов нужен набор товаров с символикой народных художественных промыслов, и ассортимент наших фабрик надо переосмыслить в этом ключе. Туристы, может, не купят матрёшку, а вот вазу для фруктов по мотивам этого изделия приобретут.
Адаптация народных художественных промыслов в брендировании территорий играет важную социальную роль. Если вдуматься, благоустройство в Нижнем Новгороде или Чебоксарах не сильно отличается от Владивостока. Те же стандартные детские и спортивные площадки, цветовая гамма фасадов домов. Нет визуальной идентичности территорий.
Получается, какая разница, в каком городе жить? В том числе и поэтому люди уезжают из того же Нижнего Новгорода. Адаптация русских народных промыслов в дизайн-код наших городов как раз и создаст визуальную идентичность территорий.