Примерное время чтения: 7 минут
968

Мистическая керамика и свадебный сундук. Промыслы, которые не всем известны

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 02/02/2022
Расписной сундук вмещал порой всё приданое невесты. Картина Пукирева В.В. «Приём приданого в купеческой семье по росписи» (1873). Государственная Третьяковская галерея.
Расписной сундук вмещал порой всё приданое невесты. Картина Пукирева В.В. «Приём приданого в купеческой семье по росписи» (1873). Государственная Третьяковская галерея. Википедия

Золотая хохлома, семёновская матрёшка, городецкая роспись – эти виды народных художественных промыслов у всех на слуху. Но есть у нас народные умельцы, которые владеют тайнами совсем редких ремёсел. Самые необычные народные промыслы Нижегородской губернии – в обзоре «АиФ-НН».

Чёрнолощёная керамика

Чёрная, или томлёная, керамика была в своё время широко распространена на Руси. Более того, образцы таких изделий изготавливали этруски ещё в VIII – II веках до н. э. Об этом говорят результаты археологических раскопок.

Чтобы изготовить чёрнолощёную керамику, подсушенные глиняные изделия ещё до обжига заглаживают, или лощат. Использовать для этого можно любой предмет с очень гладкой твёрдой поверхностью. Старинные мастера предпочитали камни-голыши или небольшие косточки. В более позднее время для этих целей приспособляли металлические ложки и стеклянные пузырьки.

Обжигают такие изделия в коптящем пламени без доступа кислорода. На финальной стадии процесса через специальный горн, не открывая дверь печи, добавляют вещества, которые тлеют и дают густой чёрный дым: сырые дрова, тряпки и даже мокрый навоз. Чёрнолощёная керамика имеет характерный металлический отблеск, глазурью её не покрывают. При правильном обжиге, керамика, из которой в основном изготавливали кухонную утварь, по прочности не уступала на тот момент очень дорогой посуде из металла. За это её и ценили наши предки. Порой керамику чёрного цвета наделяли мистическими свойствами. Не случайно, в народных сказках колдуньи и маги предпочитали трапезничать именно из таких изделий.

В Нижегородской губернии местами бытования промысла по изготовлению чёрнолощёной керамики были нынешние Богородский и Большеболдинский районы. В селе Казариново Больше-Болдинского уезда в XVI веке изготавливали чёрнолощёную керамику по своей уникальной технологии. Кто знает, может, и Александр Сергеевич Пушкин болдинской осенью пользовался казариновской утварью в быту?

К середине XX века промысел изготовления чёрнолощёной казариновской керамики был почти полностью утрачен. В 1987 году старинные традиции в своей гончарной мастерской стала восстанавливать семья Щипановых.

Сегодня мастера – участники и дипломанты международных и всероссийских выставок. Их работы находятся в частных коллекциях России, Испании, Германии, Чехии, Финляндии и других стран. В наши дни магия чёрнолощёной керамики заключается в том, что она прекрасно смотрится и в классических интерьерах, и в жилищах, оформленных в стилях техно и хай-тек.

Раскатовские сундуки

Наши предки в обычной жизни мало внимания удаляли красоте вещей – главное, чтобы эти вещи были прочные. А все ярко украшенные предметы быта, как правило, имели праздничное или обрядовое предназначение.

И вот в середине XIX века на Русском Севере входят в моду расписные сундуки, которые становятся частью свадебного обряда. Каждая девочка примерно в девять лет получала свой сундук, обитый металлом. Сундук постепенно наполняли приданым и раскрашивали яркими красками и орнаментами. Позже в доме мужа большой свадебный сундук порой служил жене спальным местом. Чуть подогнув ноги, хозяйки, лёжа на своём приданом, отдыхали от домашних дел.

В Макарьевском уезде Нижегородской губернии процветало производство сундуков из металла. Владимир Даль в своём толковом словаре, давая определение слову «сундук», упоминает и макарьевские сундучки, которые покупали торговцы со всей Руси, Закавказья, из Хивы и Бухары.

В своё время к Макарьевскому уезду относилось и село Раскаты. Там зародилась собственная традиция украшения свадебных сундуков: расписывали только переднюю стенку сундука. Делали это мастерицы-женщины, как правило, масляными красками. Рисунок состоял из трёх частей, по бокам – геометрический орнамент. Как правило, это были ромбы, раскрашенные в разные цвета. В центре свадебного раскатовского сундука было изображение цветка, букета, дерева, стоящего на пригорке или обнесённого заборчиком. Это был символ девичьей красы. Если замуж выходила женщина, в те времена чаще всего вдовая, то центр изделия украшал венок из цветов. Каждый свадебный сундук был уникален, росписи никогда не повторялись.

В наши дни народный художественный промысел раскатовских сундуков практически утрачен. Однако сейчас есть инициативная группа мастеров, пытающихся вернуть эту технику росписи металлических изделий к жизни.

Варнавинская резьба по кости

Искусство резьбы по кости более характерно для северных областей России, где в избытке есть материал для подобного творчества. Тем не менее ещё в XVIII веке мастера из Павлова и Ворсмы украшали свои знаменитые ножи костяными рукоятками в виде фигурок драконов, воинов и птиц. Однако большого распространения в наших широтах косторезный промысел не получил.

Дело решили исправить в XX веке. В 1968 году в Горький приехал на тот момент уже известный на весь мир резчик по кости Парфён Черникович. Под его началом обучались первые группы резчиков из рабочего посёлка Варнавино. Именно Варнавинский район постановлением свыше решено было сделать центром косторезного народного художественного промысла в Горьковской области. Творить пришлось из местного сырья – трубчатой кости и рогов крупного рогатого скота. В особых случаях используются ценные виды кости – мамонта и моржа. Дело пошло. В 1973 году в Варнавино открыли фабрику художественной резьбы по кости. Образцы первых изделий для фабрики лично разработал Черникович. По мнению мастера, варнавинская резьба в своём стиле должна была отражать роскошь хохломы, лаконичность городецкой росписи и затейливость золотной вышивки.

Сейчас в ассортименте варнавинской косторезной фабрики насчитывается более 285 наименований изделий народных художественных промыслов. Их и по сей день отличает тонкая ручная работа и особый художественный вкус.

Балахнинские изразцы

Многим известно балахонское чёрное кружево, носить которое позволить себе могут и по сей день единицы: слишком сложный ручной труд стоит за кружевом. Оказывается, производили в тех краях и ещё один предмет роскоши – глиняные изразцы для стен домов и печей.

Начиная с XVI века изразцы, или кафли, стали появляться на Руси. Сначала ими украшали свои интерьеры только царские особы или знатные бояре. Была традиция выкладывать изразцами внутреннее убранство богатых храмов.

Со временем промысел распространялся, мастера, пытаясь расширить круг потребителей, удешевляли процесс работ. Но та же печь с изразцами долго оставалась в России символом того, что финансовые дела в доме идут хорошо.

Причина дороговизны изразцового промысла – сложный процесс изготовления. Глину для хороших изразцов вымораживали две-три зимы. За это время её не раз перелопачивали, уминали, чтобы повысить эластичность материала. Изобразить на каждом изразце довольно затейливый рисунок – тоже дело непростое, требующее от резчика художественного вкуса и умения. Как правило, вырезали сказочных символичных птиц (сиринов, жар-птиц, иногда павлинов, голубей, индюков). Украшали изразцы и лубочными картинами из народной жизни. Портретных изразцов в России не делали.

Балахнинские изразцы не отличало богатство орнаментов, они хорошо раскупались и дело было поставлено на поток. Тем не менее свою работу местные мастера делали на славу. Их товар бойко продавался на Макарьевской ярмарке, а далее торговцы развозили изразцы по всей России. Особенно часто балахнинские изразцы и по сей день можно встретить во внутренней и внешней отделке интерьеров в верхневолжских городах.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно