В новом году свой вековой юбилей отметит семёновская матрёшка. За сто лет она ничуть не изменилась и даже похорошела.
Когда-то матрёшка украшала интерьеры квартир большинства нижегородцев, да и сейчас у неё много поклонников. Что общего у румяной девушки из города Семёнов и старичка Фукуруму с острова Хонсю? Как узнать нашу игрушку из тысячи подобных? Об этом «АиФ-НН» спросил у заместителя директора по научной работе Семёновского историко-художественного музея Анастасии ЯШИНОЙ.
Наливалась соками трав
Злата Медушевская, «АиФ-НН»: – Анастасия Сергеевна, мы привыкли, что матрёшка, в том числе семёновская, – один из символов России. На самом деле корни у этой расписной деревянной игрушки японские. От Японии до Семёнова далеко. Как же умельцы из Нижегородской губернии однажды добрались до Cтраны восходящего солнца?
Анастасия Яшина: – Действительно, прообразом русской матрёшки стала фигурка японского добродушного лысого старичка Фукуруму с вытянутой от постоянных раздумий головой. Только в деревянной фигурке Фукуруму скрывались не его уменьшающиеся копии, а вся семья старичка.
Считается, что игрушку с далёкого острова Хонсю в середине XIX в. привезла в Россию Елизавета Григорьевна Мамонтова, жена русского мецената и промышленника Саввы Мамонтова. На основе старинной японской игрушки один из художников в подмосковной усадьбе Мамонтовой создал эскиз круглолицей крестьянской девушки в цветастом платке и сарафане. Назвали новую игрушку популярным в деревенской среде именем Матрёна, а ласково – Матрёшка.
Есть версия, что в семёновских краях деревянная болванка матрёшки впервые появилась в 1896 году в доме токаря Аверьяна Вагина в деревне Мериново. Его сын привёз из Нижнего Новгорода деревянную куклу-болванку – кстати, была она неразъёмной. А изображён на ней… мужик с усами и бородой.
Существует и другая версия, что болванку матрёшки привёз в Мериново сто лет назад с Нижегородской ярмарки другой местный токарь – Арсений Майоров. Во времена НЭПа на ярмарке всё ещё шла бурная торговля. Есть воспоминания одной из дочерей Майорова, как они вместе с сестрой расписывали первую семёновскую матрёшку, как выбирали орнамент, цвета, с чем это всё было связано.
– Получается, именно в росписи – главное отличие семёновской матрёшки от подобных игрушек из других областей России?
– Да. Токарная семья Вагиных точила матрёшку без мерок, на глазок, расписывали фуксином, крыли сверху клеем, окраска получалась тёмной. У Арсения Майорова матрёшка была совсем другой: её расписывали анилиновыми красками. На голове – обязательно жёлтый платок. Одета матрёшка в яркий красный сарафан. Эта одежда считалась самой нарядной у деревенских девушек. В руках у куклы – пышный букет полевых цветов.
Ранние семёновские матрёшки больше соответствовали духу древнерусской росписи, линии их рисунка были графичнее и легче. С течением времени букет постепенно наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным.
С середины XX века писать матрёшек начали без предварительного нанесения рисунка, кистью. От этого игрушки стали ярче, обогатился их орнамент, появились новые изобразительные элементы, а сама роспись получила название «семёновской». Её характерные черты – преобладание жёлтого, красного и синего цветов, наличие крупного цветового рисунка. Именно по букету пышных цветов, заполняющему весь центр фигуры, семёновская матрёшка легко узнаваема.
Всё веселее и веселее
– А личико у семёновской матрёшки особенное или как у всех других?
– По воспоминаниям дочери токаря Арсения Майорова, сначала они изобразили на лице игрушки глубокие задумчивые глаза. С годами семёновская матрёшка веселела. К XXI веку она даже стала улыбаться. Неизменным остался только румянец – символ крестьянской красоты. Круглое лицо и многокукольность матрёшки выражали народное представление о здоровье и материнстве.
– Мы привыкли, что матрёшка, скорее, украшение интерьера. Раньше дети играли такими деревянными игрушками?
– Деревня Мериново считалась сто лет назад одним из центров производства токарной игрушки. Здесь точили из дерева яблочки, ведёрки, самоварчики и много что ещё. Расписывали игрушки при помощи травы белоус красно-зелёными полосами. Именно на базе мериновской игрушки начинает развитие семёновская матрёшка.
Я уже упоминала, что токарь Вагин привёз неразъёмную болванку матрёшки. А вот мериновская игрушка как раз была разъёмной: яблочко вставлялось в яблочко, ведёрко – в ведёрко. Наша матрёшка принцип разъёмности переняла.
Это сейчас она национальный сувенир, а сто лет назад действительно была любимой игрушкой малышей. И сейчас в Семёнове матрёшки есть в каждой группе детского сада. Собирать-разбирать матрёшку – отличная тренировка мелкой моторики рук у детей, а также занимательная развивающая деятельность. К тому же игрушка экологична и безопасна.
Места хватит всем
– Когда семёновская матрёшка стала одни из национальных символов?
– Наши матрёшки быстро прославились на всю Россию, а с середины XX века – и за рубежом. В производстве этих кукол семёновские мастера отличились оригинальным подходом, создав собственный стиль и фактически заявив о существовании второго матрёшечного центра в России.
Прославила семёновскую матрёшку и многоместность. Первые матрёшки делали 6-8-местными, позже мастера стали вкладывать в большую куклу до 35 маленьких.
А в 1970 году на выставке «Экспо-70» в Токио была представлена самая большая в мире матрёшка – метровая. Она вмещала в себя 71 игрушку. Стенки последних куколок были толщиной с яичную скорлупу. Дерево просвечивало – настолько тонкая была работа семёновских мастеров!
Эта матрёшка очень понравилась Жаклин Кеннеди, которая присутствовала на «Экспо». Игрушку подарили первой леди Соединённых Штатов Америки.
– Сегодня популярность семёновской матрёшки не так велика. На ваш взгляд, почему охранять и развивать этот вид народных художественных промыслов обязательно стоит?
– У семёновской матрёшки до сих пор очень много поклонников, она по-прежнему популярна. Другой вопрос – мы сейчас слишком много задумываемся над тем, для чего нам тот или иной предмет потом пригодится. Но есть же уникальная эмоция места, которую матрёшка выражает как ничто другое. Это бесценно.
Потом, изменилась мода на интерьеры. Может, человеку и нравится матрёшка сама по себе, но ей сложно найти место в квартире в стиле лофт или хай-тек. Я считаю, что нужна масштабная поддержка народных художественных промыслов. Более того, их стоит возрождать. Это важная часть национальной идентичности.