Жители Балахнинского и Городецкого районов Нижегородской области против строительства низконапорного гидроузла. Они боятся, что так под воду уйдут многие гектары прибрежных территорий, в том числе памятники природы.
Альтернативой может стать прокладывание третьей нитки городецкого шлюза. Областные власти и Минтранс РФ создали рабочую группу, чтобы рассмотреть разные варианты.
Ещё одно водохранилище
Обмеление Волги в высокий сезон, летом, по сути, делит великую реку на две части – до Городца и после. Суда с крупной осадкой, в том числе туристические теплоходы, практически не могу пройти этот участок. Десятилетия и власти, и простые жители Нижегородской области выступали против подъёма уровня Чебоксарской ГЭС до проектной 68-й отметки. Сейчас активно обсуждают и просчитывают другой вариант – строительство низконапорной плотины в Балахнинском районе.
Но оказалось, что и тут, по мнению общественности, есть масса минусов. В электронной петиции, под которой в Сети идёт сбор подписей, говорится о возможных последствиях. Это вероятное подтопление и заболачивание части населённых пунктов Балахнинского и Городецкого районов и посёлка Копосово в Нижнем Новгороде; ухудшение качества питьевой воды (для Нижнего её берут в Волге на сормовском водозаборе); уничтожение мест обитания некоторых краснокнижных животных и растений, гибель ценных дубрав…
И это ещё не всё. В зоне подтопления могут, по версии общественников, оказаться кладбища, сибиреязвенный скотомогильник, места складирования промышленных отходов; есть опасность разрушения федерального памятника архитектуры в селе Николо-Погост. «Все эти вопросы стоят, но проектировщики гидроузла их пока не изучали, – подтвердил «АиФ-НН» руководитель экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов. – Кроме того, они до сих пор не рассмотрели альтернативные варианты».
Цена строительства низконапорной плотины в регионе, о которой говорят активисты, – 43,5 млрд руб. из федерального бюджета. По их данным, ещё в 2015 году научный совет РАН рекомендовал для решения проблем Волги иной выход – создание третьего шлюза в районе Городца. «Если сочетать это с разумным режимом пропуска воды, проблема судоходства между Городцом и Нижним Новгородом решится», – объясняет Асхат Каюмов.
Лицом к проблеме
Когда верстался номер, под электронной петицией против гидроузла подписались более 92 тыс. человек. Активисты подали заявку на проведение митинга в Балахне 6 апреля.
Но ещё до митинга на проблему обратили внимание власти. Правительство Нижегородской области сообщило, что договорилось с Минтрансом РФ создать рабочую группу по строительству гидроузла.
«Надо заранее снять все проблемные вопросы, чтобы не допустить ухудшения экологической обстановки и ущерба для жителей, – объяснял губернатор региона Глеб Никитин. – Министерство экологии области подготовило реестр всех предложений и замечаний, высказанных на общественных обсуждениях. Считаю, что федеральному центру нужно прислушаться к мнению нижегородцев, доработать проект и вынести его на повторное обсуждение общественности и экспертов».
«Если федеральный Минтранс попробует реально оценить ситуацию и посчитать ущерб, это уже огромный плюс. Сдвиг произошёл!» – резюмирует Асхат Каюмов.