В пресс-центре «АиФ-НН» прошёл «круглый стол» по проблемам получения прав собственности на гараж. На вопросы представителей гаражно-строительных кооперативов (ГСК) ответили руководитель УФРС по Нижегородской области Ирина Бердникова, начальник отдела правового обеспечения УФРС Наталья Корионова, консультант-юрист департамента архитектуры и градостроительства администрации Нижнего Новгорода Александра Тетюшина.
ТЕМА разговора вызвала ажиотаж среди читателей. Пресс-центр «АиФ-НН» физически не мог вместить всех желающих. Однако при всём разнообразии жизненных ситуаций проблемы автомобилистов сводятся к двум главным вопросам: как оформить право собственности на гараж и землю под ним?
Какие собрать документы
В НИЖНЕМ Новгороде тысячи гаражей в составе ГСК и сотни индивидуально стоящих боксов, как правило, располагающихся в городских дворах. Порядок оформления в собственность, соответственно, отличается.
Владельцу гаража в ГСК необходимо собрать следующие документы:
● учредительные документы ГСК;
● полномочия председателя и бухгалтера ГСК (протокол общего собрания и приказ на бухгалтера);
● документы, подтверждающие отвод земельного участка под строительство гаражей;
● кадастровый паспорт на гараж;
● справка о полной выплате пая;
● список членов ГСК.
Если в вашем ГСК уже кто-то оформлял гараж в собственность, достаточно предьявить лишь свой кадастровый паспорт и справку о выплате пая (остальная информация автоматически останется в УФРС).
Хозяину индивидуального гаража:
● документ на землю;
● кадастровый паспорт на землю;
● декларацию, где указаны характеристики гаража (бланк можно взять в любом отделении УФРС).
Наследие СССР
ОДНАКО при видимой простоте процедуры оформления прав на гараж проблем при этом немерено. Во-первых, как отметила Наталья Корионова, во многих ГСК часто меняются председатели, документация находится в беспорядке, и, когда появляется необходимость оформить право собственности, приходится прилагать неимоверные усилия, чтобы собрать нужные справки. А во-вторых…
- Зачастую ГСК не располагает документами, подтверждающими отвод земельного участка, - говорит Ирина Бердникова. - Есть только бумаги о выделении в бессрочное пользование либо об аренде, но они не подходят.
«Спасибо» советскому периоду. Гаражи разрешали строить все кому не лень - директора заводов, председатели колхозов. Простому труженику достаточно было прийти к начальству, которое писало «не возражаю». По сути, землю раздавали направо-налево, с явным превышением полномочий, и этот процесс никак не контролировался. В результате многие ГСК сейчас имеют статус… самовольных построек. Единственный выход - обращаться в суд. В российском законодательстве есть такое понятие, как «приобретательская давность» - когда человек пользовался имуществом 15 и более лет. В этом случае он автоматически становится собственником. И, как показывает судебная практика, рядовые граждане чаще всего выигрывают такие дела.
Катавасия с декларациями
ВЛАДЕЛЬЦЫ индивидуальных гаражей могут столкнуться с другой проблемой. Если они неверно заполнят декларацию и, в частности, ошибутся с размерами и площадью своего бокса, то впоследствии будет очень сложно не только продать имущество, но и оставить его в наследство родственникам.
Об этом красноречиво свидетельствует опыт дачной амнистии. Кто-то записал площадь земли на глазок, кто-то умышленно занизил размеры, чтобы уменьшить налоги, кто-то завысил, чтобы подороже продать. Хотя последние случаи крайне редки - в наше время люди умеют считать деньги и не будут покупать кота в мешке.
Выход опять-таки один - идти в суд. Только по его решению можно изменить документы.
Где взять сто процентов?
НО, пожалуй, самый болезненный вопрос для автолюбителей - это оформление прав собственности на землю под гаражами. На сегодняшний день в Нижнем Новгороде ещё ни одному ГСК в целом, ни одному его члену в отдельности не удалось этого сделать. И вот почему.
В ГСК соседние боксы имеют одну стену, и весь ряд, по сути, является единым строением. Для того чтобы получить разрешение городской администрации и оформить землю в общедолевую собственность, необходимо, чтобы 100 процентов гаражей были зарегистрированы. А такого нет НИГДЕ. Во-первых, многие не собираются оформлять имущество в собственность, чтобы не платить дополнительные налоги. А во-вторых, зарегистрировать 100 процентов практически невозможно: даже если земля выделялась без нарушений, в подавляющем большинстве случаев площадь застройки оказывается больше положенного. В кооперативе появлялись новые члены, пристраивались гаражи. Раньше никто об этом не задумывался, но сейчас эти строения также можно отнести к самовольным постройкам, которые крайне сложно зарегистрировать, а значит, и оформить необходимые 100 процентов.
Очевидно, что в российском законодательстве существуют серьёзные пробелы, если человек бескровно не может зарегистрировать то, чем пользовался много лет. Люди не виноваты, что развалилась страна, а вместе с новой Россией появились и новые правила игры. Ситуация для автолюбителей почти тупиковая. Многие из них боятся, что, если не оформить гараж и землю под ним в собственность, в любой момент может прийти инвестор и выгнать их.
Главный итог «круглого стола»: некоторые участники выступили с инициативой создать общественную организацию и совместно, общими усилиями решать вопросы.