Примерное время чтения: 5 минут
101

Редактор АиФ-НН.RU Наталья РЕЗОНТОВА: (13.07.2009)

Избежавшие сокращения рабочие на «ГАЗе» радоваться поспешили. Если профсоюзам не удастся выиграть борьбу с менеджментом «Группы ГАЗ», то руководство введет на предприятии так называемый аутстаффинг.

Как бы ни расхваливали настроенные за западные образцы управления «белые воротнички» эту систему, она является не образцом, а лишь способом спасения компаний в эпохи экономических спадов и не скрывает антисоциальной направленности.

Работник переводится в кадровое агентство. А уже у агентства предприятие берет его «в лизинг». Такая форма позволяет любому предприятию уклониться от соблюдения основных требований трудового законодательства: лишает работника гарантий и компенсаций, права на ежегодный оплачиваемый отпуск и т.п. Компания избегает необходимости перечислять в бюджет ЕСН и взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат сотрудникам, не является налоговым агентом по НДФЛ в отношении работников, перекладывает несение ответственности за неисполнение норм законов о труде на кадровое агентство.

Кроме того, если возникает трудовой конфликт, то он будет касаться кадрового агентства, а не компании.

Это вовсе не «страшилки». В России еще нет законодательных обоснований для такой формы трудовых отношений. Ну а там, где ничего не понятно, где не выстроены уровни и зоны ответственности (известный бардак есть даже там, где это вроде бы давно выстроено), какие могут гарантии для простого рабочего человека!...

Но я хотела даже не об этом…

То, что магистр бизнес-администрирования отбросит как эмоциональный фактор, для многих автозаводцев очень важный момент бытия. Нетрудно понять, что при такой форме предприятие и его работник становятся чужими друг другу. Им друга от друга ничего не надо. Завод «неродной». Типичная модель рационально-технократичного «использования друг друга».

И это сделает ГАЗ, воспевший и трудовые династии с тридцатых годов как образец для молодежи, и великую, без преувеличений, историю!

Что-то мне говорит, что для России этот самый аутстаффинг (или заемный труд) не будет органичным и легкоусвояемым продуктом экономического потребления. Никогда не знавшие западных уровней оплаты работы на аналогичных предприятиях советские и российские машиностроители, металлурги, шахтеры и т.д. и т.д. почему-то не всегда спешили переучиться на непыльное и хлебное место управленца, а еще и (вот странные!) гордились и даже любили свой завод, фабрику, шахту и т.д. Конечно, сейчас это не трудовой энтузиазм строителей первых пятилеток. Но неспроста именно к такому отношению пытается приучить свой коллектив любая крупная компания. Чего стоят эти «приходи работать, у нас дружный коллектив, совместные тусовки», или ароматизированные «унасвсеокей» корпоративы и пр. Сплочения и патриотизма они в силу отсутствия высокого содержания, созидательности и значимости целей общего труда (не будем говорить о всяких «миссиях» в анкетах), как правило, так и не получают. Масштабец не тот.

Проходная родного завода нечто большее, чем место работы.

Не могу представить инженеров, конструкторов ГАЗа, которых автозавод, так сказать, «пользует» временно, «в лизинг», а они эдак легко и безболезненно взяли и забыли все отданные заводу мысли, идеи, переживания и просто ходят туда, потому что кадровое агентство направило.

ГАЗ, отрекаясь от работника, не дает ему положенных по закону социальных гарантий, отпусков, детсадов, лагерей, шансов на жилье, ему все равно, что происходит с работником, а работнику все равно, что происходит с ГАЗом и он исполняет оговоренную работу  «от сих до сих». Вот такая перспектива.

Разрушить созданную как часть истории страны, не сиюминутную и глубоко содержательную мотивацию «родного завода», где работают не только ради денег (а разве последнее - не лишняя выгода работодателю?) легко, а создать потом вряд ли возможно.

P.S. Председатель правления Сергей Занозин на встрече с профсоюзами сказал, что кризис затянулся, и пик его еще впереди. И ситуация на предприятии оказалась хуже, чем ожидалось. И вместе с тем он заявил, что ГАЗ выйдет из кризиса с новыми продуктами. Какими – не распространялся. И не сказал, какие инженерные и рабочие силы и в каком составе будут это делать. А создавать на далеко не самом передовом заводе что-то новое, с нуля - тут без трудового энтузиазма и веры в «свой завод» не обойтись.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно