Примерное время чтения: 9 минут
111

Укрощение зеленого змия

Трезвый - получи в зачет трудодень и спецприз: маленькую шоколадку за моральную стойкость. Пьяный - извини, товарищ, сегодня ты трудился в поле бесплатно.

Уволил полколхоза 

НА примере села Василевка, где живут несколько сотен человек, можно смело диагностировать проблемы современной российской деревни. Основные из них - пьянство и воровство, которые в 90-е годы приобрели просто повальный характер.

- Пьют, я даже не знаю, не как лошади, а как слоны, - говорит сам лет пятнадцать не берущий капли в рот председатель ТНВ “Шамов и Ко” Юрий Шамов. - И мужики, и бабы. Я, например, в прошлом году по объявлениям принял на работу сорок пять человек, всем жилье выделил, думал, будут работать. В итоге сорок выгнал. Это при том, что в общей сложности в хозяйстве работает около ста человек. Даже замов своих увольнял за пьянство. В итоге остался сейчас без инженера, зоотехника и ветеринара. Вообще, текучка просто страшная. Если бы не контроль, то, наверное, все уже давно бы развалилось.

Свой крестовый поход против “зеленого змия” председатель начал в конце 90-х годов, когда стало ясно, что из-за пристрастия василевских мужичков к спиртному производство вот-вот остановится. Однако до ноу-хау в виде электронных трубок Шамов дошел не сразу.

- Сначала я пробовал лечить их с помощью физических упражнений. Принцип был очень прост. Беру гирю полтора пуда и ставлю ее в конторе в центр комнаты. Потом устраиваю мужикам осмотр. Если вижу, что пьяный или с похмелья, предлагаю поднять гирю пять раз. Иначе до работы не допускаю. А после, чтобы им не было обидно, сам подхожу в гире и поднимаю ее на раз-два больше, чем они.

Такая игра у Шамова со своими трактористами началась лет пять назад. Пьянства она не искоренила, но зато постепенно развивала мускулатуру непокорного коллектива. Мужики тягали гирю все больше и больше.

- Знаете, даже азарт какой-то у них появился, - улыбается Юрий Николаевич. - Смотрю и вижу: пыжатся, пытаются меня обставить. И все не получается. Я им однажды так и говорю: “Мужики, ничего у вас не выйдет. Если вы семь раз гирю поднимете, то Шамов - восемь, если восемь, то Шамов - девять”. Так и случилось: остался я в итоге непобежденным.

Но все-таки был у гиревого способа один очень серьезный недостаток. Любой тракторист или водила мог упереться рогом и заявить: “Ну не пил я сегодня, не пил!”. Нужны были доказательства.

«Заколдованные» не дышат

И ВОТ в 2001 году появились трубки. Осенило Юрия Шамова случайно. Заметил он их у гаишников, поинтересовался, нет ли случайно в свободной продаже. И с тех пор началась для василевских мужиков другая жизнь. Сначала председатель устраивал “медосмотр” до работы, но потом сообразил, что с производственной точки зрения это не особенно рационально: каждого “засвеченного” приходилось отправлять домой, и смена шла псу под хвост. К тому же многие, пройдя с утра трубку, ухитрялись накачаться спиртным уже по ходу трудового дня. Поэтому со временем председатель перешел на новую систему: дышать мужики в трубку стали после трудового дня. Если тест на алкоголь дает положительные результаты, то дневной заработок в пользу конторы.

Многие сначала возмущались, мол, несправедливо. Однако председатель на это ответил: “Если пьяный или с похмелья, то просто не приходи на работу, и все. Ну а уж если пришел, то не взыщи”.

Медосмотр, правда, обязателен не для всех. Освобождены от него закодированные (или, как говорят в народе, “заколдованные”) механизаторы. Им председатель верит на слово до той поры, пока они не срываются. Среди василевских такое бывает частенько.

Учет и еще раз учет

- Толк от этих медосмотров, конечно, есть, но не особо большой, - признался заммеханика Алексей Крыскин. - Народ уже спитой, некоторые совсем конченые. Здесь выход один: нужно, чтобы человек сам сказал себе: “Хватит”. Я вот в свое время так и сделал, закодировался. А запретами и штрафами не поможешь. Тем более что зарплата здесь маленькая, в среднем тысячи две выходит. И люди за нее не особо-то и держатся. Ну, лишили дневного заработка. Ну, уволили. Да наплевать!

Борьба с пьянством только одна из граней рационализаторской деятельности Юрия Шамова. Еще он разработал специальную систему учета рабочего времени.

- Раньше народ у меня постоянно на работу опаздывал, а уходил стабильно раньше. На полчаса, на час, на два бывало. А ведь у меня многие работают не сдельно, а сидят на окладе. Понятно, что к каждому часового не приставишь. Но однажды, когда я разглядывал обычный чек из магазина, меня осенило. На нем стояло точное время!

По счастливому стечению обстоятельств в хозяйстве у председателя оказалось несколько старых кассовых аппаратов. Их он поставил в конторе, на молочной ферме и в автохозяйстве. И теперь каждому работнику кассир, которого подбирают из надежных людей, выбивает чеки в начале и в конце смены. Опоздал на пять минут - штраф. Ушел с работы раньше - аналогично.

- Народ, конечно, был сначала страшно недоволен, - говорит Юрий Николаевич. - Как обычно, много матерились, как обычно, кое-кто порывался Шамову по портрету дать. Но ничего, улеглось. Да и на что обижаться? Я ведь и сам этому порядку подчиняюсь. Вот смотрите, вчерашние чеки. Пришел на работу в 7.24, ушел в 22.59... У меня даже сторожа ночью должны каждый час подходить к кассовому аппарату и выбивать чеки. Иначе как я узнаю, работает он или спит? И знаете какой хороший эффект это дает! Раньше, когда сторожа дрыхли, мы регулярно телят новорожденных теряли. Корова ночью телится, дите падает на пол и рефлекторно начинает жижу навозную хлебать. В итоге травится и через несколько дней умирает. А сейчас - красота! Сторож бодрствует, все видит и не дает теленку ни за что ни про что пропасть.

Однако кассовые аппараты сегодня уже представляют для Юрия Шамова вчерашний день. Недавно он начал внедрять у себя в хозяйстве домофоны. Приходит человек на ферму, подходит к домофону, нажимает кнопку. Раз - моментальный снимок с указанием времени готов. Уходит с работы - процедура повторяется.

- Стоит такая штука недорого, четыре тысячи, - объясняет председатель. - Чем она лучше кассового аппарата? Тем, что делает фотографию. А чек анонимен, и его за человека может другой пробить. С домофоном такой номер не пройдет.

Видео для буренок

ДАЛ бой председатель и воровству. Раньше с его фермы, на которой без малого 500 коров, доярки и пастухи регулярно таскали молоко и комбикорм. Шамову как рачительному хозяину это было явно не по нутру. Поэтому он решил поставить на дороге с фермы видеокамеры. Пока установил девять штук. На полный комплект из 16 не хватило денег: нужно без малого 80 тысяч.

- Тоже работает, - с удовлетворением констатирует Юрий Николаевич. - Раньше за месяц выписывали 100 литров молока, сейчас - 700. И действует эта техника лучше любых криков и зуботычин. Ведь русского, по опыту знаю, бей не бей, ругай не ругай - с него все как с гуся вода. Русские другого боятся - тайны. Само сознание, что за ними кто-то наблюдает, здорово наших людей дисциплинирует.

Отдельная песня в хозяйстве - коровье стадо. Его тоже снимают на камеру. Таким способом контролируют время, когда буренок выгоняют на пастбище и приводят обратно. Заодно оператор выполняет функции охранника.

У Шамова вообще есть мечта поставить видеокамеры на всех основных объектах своего хозяйства: в конторе, в тракторном отряде. И еще добавить “электронных глаз” на ферме. Но пока не по силам. Молоко нынче в Починковском районе принимают по 5 рублей 80 копеек за литр. На таких ценах не особенно разживешься. Средств с трудом хватает на самые необходимые траты.

- Меня мужики задолбали: почему зарплата такая маленькая? Я раньше им все объяснял, а они в ответ: “Врешь, воруешь”. Поэтому с недавнего времени я решил сделать всю нашу финансовую деятельность прозрачной для коллектива. Повесил в конторе и тракторном отряде специальные стенды, где отражены все наши расходы за месяц (на солярку, корма, запчасти и прочее) и доходы на тот же период от продажи молока и мяса. И теперь каждый может подойти и посмотреть, сколько мы зарабатываем и сколько тратим. Ну а разница между этими суммами и есть наша заработная плата.

... Вот такая вот система хозяйствования. Спору нет, все разумно и грамотно. Вот только каково простым людям жить и работать в атмосфере тотального контроля и слежки? Наверное, несладко.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ Распространен в Нижегородской области и еще один способ: руководители хозяйств перед посевной и уборочной кодируют своих работников за счет предприятия. Стоит сегодня один укольчик на год 1,5 тысячи рублей. Деньги выделяются с одним условием: если не выдерживаешь и срываешься, то их нужно вернуть.

Фото Михаила БЕЗНОСОВА

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно