General Motors — банкрот, но Opel спасен!
Споры о сделке века для России идут даже на кухнях. Никто, понятное дело, не может поверить, что вдруг, в разгар кризиса (!) ГАЗ разбил копилку и купил завод Opel в Германии. Все, конечно, сложнее...
Практически весь мировой автопром сегодня сильно интегрирован друг в друга. И Opel уже давно существует как подразделение концерна General Motors. Концерн же несколько дней назад объявил о банкротстве. За несколько дней до подачи иска о банкротстве в General Motors вывели все активы фирмы Adam Opel Gmbh во временный трастовый фонд: их владельцем станет новая компания, в которой доля GM составит всего 35%, — 10% акций отойдут опелевским работникам, а остальные 55% будут проданы партнерству в составе канадской компании Magna и российского Сбербанка.
Канадская компания Magna решила выкупить Opel из концерна GM, вероятно, желая усилить свои позиции на рынке. Возможно, она и не была бы заинтересована в поддержке марки Opel, но тут роль сыграло германское правительство, поставившее условием для Magna не закрывать опелевские заводы и ограничиться увольнением 2500 тысяч рабочих в Германии и 10000 сотрудников в целом по Европе.
Партнером Magna является, как известно, Горьковский автозавод. Их сотрудничество возникло на совместном проекте Volga-Siber, для производства которого «Группа ГАЗ», в которую входит ГАЗ, купила у американского DaimlerChrysler еще в 2006 г. производственную линию.
Продажу эту можно считать весьма условной, так как Сбербанк и Magna получат акции не за «живые» деньги, а в обмен на обязательства инвестиций и вышеуказанные обещания не закрывать и не увольнять.
Magna International получит 20% акций в компании Adam Opel, владеющей Opel и британской маркой Vauxhall, Сбербанк - 35% акций.
Между тем, General Motors готова предоставить самостоятельность своему дочернему подразделению Opel только в случае выплаты последним миллиардных сумм. По данным издания «За рулем», ссылающегося на немецкие СМИ, GM готов предоставить Opel доступ к патентам и другой интеллектуальной собственности только при условии оплаты лицензий. По расчетам специалистов, сумма выплат в течение ближайших десяти лет составит 6,5 миллиардов евро. Кроме того, Opel должен предоставить GM свои акции на 200 миллионов евро и внести единовременный взнос в размере 300 миллионов евро. Серьезной проблемой могут оказаться пенсионные обязательства, сумма которых превышает 4,5 миллиарда евро. Что и говорить, «развод» весьма дорогой.
Здесь поможет обещанная ссуда германского правительства в размере 1,5 млрд. евро и деньги Magna и Сбербанка. Как сообщил глава Сбербанка Герман Греф, Magna и Сбербанк планируют заплатить за контрольный пакет Opel около 500 млн евро пропорционально приобретаемым долям.
Соруководитель Magna Зигфрид Вольф надеется подписать окончательное соглашение о покупке Opel в течение 4-5 недель и закрыть сделку к концу сентября 2009г.
Итак, что «купили» Magna и Сбербанк?
Opel — это четвертый по величине автомобильный бренд в Старом Свете: восемь сборочных заводов и пять моторных заводов в Европе, 1,4 миллиона выпущенных в прошлом году машин, мощнейший инженерный и дизайнерский центр в Рюссельсхайме, портфель из перспективных моделей, среди которых новая Astra и грядущий компактвэн Meriva следующего поколения. Но вместе с тем — армия из 25 тысяч рабочих только в Германии, спад продаж на 10% в прошлом году и на 24% за первый квартал нынешнего года, а главное — огромные убытки: в прошлом году GM Europe (Opel составлял 70% ее активов) потеряла 1,6 млрд долларов, а с начала этого года уже 1,2 млрд долларов.
А что такое Magna? Канадская компания, детище австрийского эмигранта Франка Штронаха, который начинал автобизнес с поставок штамповки на канадские автозаводы, благодаря череде мелких поглощений за последние 10 лет превратилась в одного из крупнейших поставщиков автокомпонентов в мире: с годовым оборотом в 24 миллиарда долларов, 240 заводами в 25 странах и 70 тысячами работников.
Но кризис подкосил главных клиентов — детройтскую «большую тройку»: вместе с падением рынка упал спрос на комплектующие, и начиная с середины прошлого года Magna принесла уже 560 миллионов долларов убытков. Вдобавок обанкротилось и любимое детище Штронаха — подразделение Magna Entertainment, занимающееся лошадиными бегами и управлением крупнейшими ипподромами Америки. Штронах давно хотел иметь «своего» автопроизводителя, но попытки приобрести Aston Martin и Chrysler были безуспешными: до сих пор в автоимперию Magna входил только сборочный завод Magna Steyr в австрийском Граце, где выпускаются некоторые модели Jeep, Chrysler, Mercedes G-класса, BMW X3, кабриолеты Saab 9-3, а с 2012 года будут производиться Porsche Cayman и Boxster. Теперь концерну Штронаха принадлежат 20% акций фирмы Adam Opel.
А что хотел «Сбербанк»?
А 35% акций достались Сбербанку — за обещание инвестировать в Opel совместно с Магной до 700 миллионов евро. Зачем России вкладывать немалые средства в убыточного ныне европейского автопроизводителя, который частично принадлежит Америке? (Кстати, американский президент Барак Обама приветствовал договоренность о выводе из кризиса Opel и передачу его канадско-российским инвесторам).
- Мы как банк заинтересованы в том, чтобы с помощью приобретения такого рода активов могла быть реструктурирована автомобильная отрасль Российской Федерации», заявидл президент Сбербанка Герман Греф, под началом которого в его бытность министром экономического развития в России была развернута широкая промсборка иномарок.
Вместо «Сайбера» «Опели»
Есть и планы «реструктуризации отрасли»: под сборку автомобилей Opel всего за девять месяцев может быть перепрофилирован терпящий бедствие ГАЗ. Кстати, одним из инвесторов провалившегося проекта GAZ Siber был именно Сбербанк, а многие комплектующие для Сайберов должна была поставлять Magna.
Представители Сбербанка и Магны пока скупы на официальные комментарии, но обещание вернуть Opel к прибыльности в 2012 году уже прозвучало.
Между тем, в успехе предприятия сомневаются даже солидные издания. Финансово-экономическая газета «Ведомости» удивляется: «Сделке, в которой с российской стороны в качестве «индустриального партнера» выступает еще «ГАЗ», нелегко найти коммерческое объяснение».
Большинство наблюдателей предполагают, что «Сбербанк» приобрел 35 процентов акций Opel, чтобы открыть «Группе «ГАЗ» доступ к палитре продуктов немецкого автопроизводителя.
ГАЗ купил конвейер у Chrysler и производит на нем автомобили модели «Волга-Siber», которые неконкурентоспособны на рынке, отмечают аналитики. Вполне целесообразно, по их мнению, в будущем производить там модели Opel.
Однако в техническом плане потребуется два-три года для того, чтобы ГАЗ перевел свои производственные линии на сборку автомобилей Opel.
До тех пор многое может произойти. Над предприятием в Нижнем Новгороде нависла угроза банкротства. В первом квартале 2009 года продажи концерна, который производит, в основном, грузовые автомобили и автобусы, упали на 60 процентов и составили 12 870 автомобилей.
Большая часть конвейеров простаивает, и в июле, по данным представителей работников предприятия, должны быть уволены более 6000 из 50 000 его сотрудников.
ГАЗ задолжал около миллиарда евро, в марте миллиардер Владимир Лисин, занимающийся металлургической отраслью - один из самых известных кредиторов ГАЗа - потребовал начать процедуру банкротства концерна.
- Для ГАЗа ввязываться в проект по Opel сейчас - безумие, - заявила информационному агентству «Росбалт» аналитик Елена Сахнова.
А Magna в нас верит
Однако в этой сделке «ГАЗ» - лишь второстепенный игрок. А «Сбербанк», который, по информации из внутренних источников, долгое время сопротивлялся покупке акций Opel, по-видимому, играет роль простого кассира в этой сделке, как иронизирует радио «Свобода».
Российско-канадский производитель автокомплектующих является основной движущей силой создания союза с русскими, считают аналитики. По их мнению, Magna с помощью Opel хочет заново позиционировать себя на мировом рынке.
Однако Magna не случайно объединяется именно с ГАЗом и «Сбербанком». Magna считает российский рынок и общий рынок СНГ весьма многообещающим. А заводы ГАЗа могут стать для Magna производственной базой в России, как АвтоВАЗ для Renault. Magna собирается увеличить до 20 процентов долю Opel на рынке, которая сейчас составляет около трех процентов.
Однако этот рынок за первые четыре месяца 2009 года сократился на 44 процента: за этот период было продано 413 000 автомобилей. Несмотря на это, в России растет конкуренция. Только на днях Nissan открыл новый завод в Санкт-Петербурге, на котором ежегодно будет производиться 50 000 лимузинов Teana.
Можно предположить, что для Opel известие о том, что у Magna есть такой партнер как ГАЗ, было открытием. Трудно сказать сейчас, радует ли Opel ситуация, в которой у него нет выбора, но для ГАЗа это может стать серьезным шансом. Иначе попытка, получившая «добро» на правительственном уровне, может стать еще одним выбросом денег на ветер в трудные для страны и ее граждан времена.
По материалам «ИноСМИ», «Росбалт», «Авторевю», «За рулем»
Коллаж АиФ-НН.RU