Известная виолончелистка и дочь великих людей в мире музыки Ольга Ростроповочи приехала в Нижний Новгород в рамках гастролей. Она рассказала корреспонденту АиФ-НН.RU о ярких впечатлениях детства, о чертах характера родителей и о том, как продолжает их дело.
«Продолжаю дело родителей»
- После смерти Вашего отца Вы продолжили работу в фонде помощи молодым музыкантам?
- Да, действительно, сегодня я являюсь руководителем этой организации. Кроме этого, в Оперном центре являюсь помощником художественного руководителя, Галины Павловны Вишневской, то есть мамы. Очень горжусь этим. Мама очень требовательна, например, находясь в вашем городе, она строго наказала присутствовать на всех репетициях и постоянно докладывать ей по телефону обо всем.
- А расскажите, как работает Галина Павловна?
- Мама отличается особой требовательностью к работе. Она работает ежедневно с 11 до 16. Мне недавно удалось ее уговорить освободить в своем графике субботу, потому что в пятницу я отвожу ее на дачу. Кроме этого мама всегда присутствует абсолютно на всех спектаклях Оперного центра. Перед началом концерта она всегда заходит за кулисы и подготавливает ребят: у них даже есть своя традиция, которую я раскрыть не могу. Кроме того, мама всегда учит музыкантов продумывать свой образ, важно все: костюм прическа, как стоит певец на сцене, какое у него выражение лица. За каждым воспитанником оперного центра стоит тень Галины Вишневской.
- Кстати, я знаю, Ваш папа тоже строго относился к работе своих музыкантов?
- Папа считал что музыкант не имеет права играть по нотам, по его мнению, тогда игра получается неестественной, не происходит диалога со слушателем. Кроме этого, все музыканты, которые работали с папой, знали, что настраивать инструмент во время концерта - признак непрофессионализма. Он всегда говорил: «Почему зрители должны платить деньги за настройку инструмента»?
«Друзья моим рассказам не верят…»
- Вы помните свое самое яркое впечатление из детства?
- Вы знаете, я скажу так, что жизнь с двумя такими талантливыми людьми вся состоит из ярких впечатлений. Когда я начинаю что-то рассказывать друзьям о детстве, мне кажется, что им это будет неинтересно, но они, наоборот, восклицают: «Ах, этого не может быть!». А я спокойно относилась к таким моментам, когда к нам в дом, во время ужина, приходил Дмитрий Шостакович и спрашивал о моих успехах в школе. Поэтому для меня сложно выделить какое-то одно событие - для нас с сестрой жизнь с мамой и папой всегда была чередой ярких встреч.
- Кто впервые для вас открыл мир музыки?
- Это была бабушка по папиной линии. Сначала был рояль, игре на котором она меня научила. Это, конечно, были ее кровь и слезы. Нас с моей младшей сестрой заставляли заниматься, но уже в 13 лет я полюбила окончательно музыку и решила попробовать играть на виолончели, кстати, против папиного желания. Я быстро овладела игрой на этом далеко не девичьем инструменте и уже в 16 лет поступила в музыкальный класс к папе.
- А почему все-таки Мстислав Леопольдович был против?
- Потому что до 13 лет я была хорошая пианистка. А почему решила заняться игрой на виолончели, сама до сих пор понять не могу. Наверно это как по Фрейду - девочки восхищаются тем, чем занимается их отец. Поэтому в детстве я хотела играть, как папа. И наперекор ему я освоила этот инструмент.
- В кого у вас такой строптивый характер?
- Вы знаете, здесь такая гремучая смесь, ну, скорее всего, я думаю, в маму.
«Как мама снялась в кино в Грозном…»
- Ольга, Галина Павловна снилась в фильме «Александра», как это было?
- Для всей семьи это был потрясающий сюрприз. Александр Сокуров предложил маме сняться в фильме, после того как на экраны вышла документальная картина о родителях «Элегия жизни». Его потрясло, как мама легко снималась и работала перед камерой, и он решил лично для нее написать сценарий. И она решила сыграть.
- Как ваша семья отреагировала на такое желание?
- Вы знаете, мы все согласились, несмотря на мамины предупреждения, что съемки затянутся месяца на два. Но она скрывала самую главную деталь, где будут проходить съемки...
- И где же были все-таки съемки картины?
- Я помню то лето, когда папа позвонил мне в Нью-Йорк и сказал: «Если ты сидишь, не вставай. Ты знаешь, где мама»? Я сказала, что на съемках. И тут папа сказал, что съемки в Грозном. Это, конечно, было потрясение. Папа очень переживал и говорил маме по телефону, что сделал бы не хуже декорации для картины на Мосфильме. На что мама ответила: «У тебя был свой «Белый дом», а у меня кино». Потом мама рассказала папе о своих переживаниях, когда тот уехал в Москву в те неспокойные времена.
Из КВНщиков в солисты Большого, не зная нот
- Среди воспитанников Оперного центра есть уже свои звезды?
- Да, конечно. К нам недавно приезжал известный итальянский дирижер Риккардо Мути для прослушивания наших ребят. Он долго искал солистов для своего спектакля, прилетел в Москву, зашел в Оперный театр и просто взял весь состав из маминого центра – шесть человек! Сейчас у них большая карьера.
- А были курьезные случаи с поступлением в центр?
- Да, мне сразу вспомнился Эльчин Азизов. Дело в том, что он долгое время играл в КВН и был капитаном команды «Парни из Баку». И года три назад ему вдруг захотелось петь, и не больше не меньше как оперу у Галины Павловны Вишневской. Во время одного из концертов его жена подошла к маме и попросила, чтобы Эльчина прослушали. Сегодня он ведущий солист Большого театра. Сейчас он поет Евгения Онегина в Михайловском театре, исполняет партии в опере «Иоланта». Эльчина можно назвать первым в истории Азербайджана баритоном в Большом театре. Все свои партии он исполняет на слух, по нотам он читать не умеет. Кстати, сказать, Лучано Паваротти тоже не знал нот.
Галина Вишневская и Эльчин Азизов (фото с сайта radiomayak.ru)
- Среди воспитанников фонда молодых музыкантов есть нижегородцы?
- Да, в этот раз на сцене филармонии вашего города выступят Женя Брахман и Дима Тюрин.
Ищем и помогаем
Получается, к вам в центр может попасть любой талантливый студент?
- Если мы ездим на гастроли в отдаленные уголки нашей страны, обычно нас там уже ждут талантливые ребята. Также два раза в год, можно прислать к нам в центр DVD-диск с записью исполнения на 12-15 минут. Мы собираем комиссию, прослушиваем его и выносим свое решение, будет ли тот или иной музыкант заниматься у нас.
- Но ведь жизнь в Москве обходится дорого для молодых ребят?
- Наш фонд занимается всем: и организацией переезда, и поиском жилья. Не надо забывать и о том, что очень часто к нам в фонд попадают совсем юные музыканты, которые еще нуждаются в родительской опеке, и мы помогаем даже их родителям найти достойную работу в Москве.
Побывав в нашем городе впервые, Ольга Ростропович сказала, что обязательно вернется сюда еще, ведь Нижегородская филармонии носит имя ее отца и здесь его творчеству уделяют много внимания.
Анна КОЛЕСНИЧЕНКО, студентка ННГУ