КАК считают одни родители, включаться в гонку за успехом необходимо с младых ногтей. Нельзя лишать ребёнка детства, оппонируют другие.
ЕЩЁ десять-пятнадцать лет назад ранним развитием детей занимались преимущественно энтузиасты, имеющие мало знаний, но много задора. Сегодня скорее в меньшинстве те, кто не водит ребёнка в кружки, центры и группы.
Время диктует свои правила, слова «успех», «карьера», «амбиции» из снисходительно-негативных переведены в разряд ориентиров. И закономерно, что многие родители хотят воспитать ребёнка, способного быть первым в конкурентной борьбе. Чётко уловив конъюнктуру, центры раннего развития предлагают программы для детей любого возраста, в одной рекламе мамам предлагалось даже приходить со своими детьми от 0. Приятно ласкают слух названия «Монтессори», «Смышлёныши», «Мамина радость», «Детская академия» и прочее. Так и хочется привести ребёнка, сдать и получить назад уже с багажом знаний. Но не так однозначен вопрос, нужны ли эти знания и не тяжело ли нести багаж. Как правило, мотивации у родителей следующие – социализация, желание развить навыки и способности, а также «от скуки» и «потому что все ходят».
Стандартный набор для малышей обычно включает в себя пальчиковые, музыкально-речевые, подвижные и хороводные игры, логопедические разминки. Предусмотрены и прикладные занятия - лепка, аппликация, рисунок. Для более старших детей добавляются иностранные языки, счёт, письмо, чтение, астрономия - всё зависит от того, насколько хватит фантазии у персонала и денег у родителей. Главное – не перегрузить ребёнка, иначе деньги уже придётся тратить на психологов.
Если вы решили отдать своё чадо в подобный центр, не ждите молниеносных успехов и тем более не сравнивайте их с чужими. Вполне вероятно, что на первых порах малыш вообще откажется выполнять что-либо из предложенного. Заинтересовать ребёнка - задача педагога и показатель его профессионализма. Что, увы, не всегда адекватно запрашиваемой сумме.
Фото Татьяны БЫКОВОЙ
МНЕНИЯ
«За»
Педагог Ольга Мыльникова:
- ДАВНО доказано, что до трёх-четырёх лет в ребёнка можно вложить столько
информации, сколько не вложишь потом и за десять. И с этой точки зрения
развивающие занятия необходимы, поскольку не все родители обладают достаточными
знаниями и навыками, чтобы заниматься с ребёнком дома. Кроме того, нередко дети
не воспринимают родителей в качестве педагогов.
Однако следует чётко разделять развитие и обучение. Если занятия направлены на
развитие способностей, которые заложены у ребёнка от природы, и это помогает им
проявиться – это развитие. Умение читать и писать – другое, и не всегда
необходимое в нежном возрасте. Поэтому прежде всего нужно выбирать программу и
педагога, в компетентности которого вы можете быть уверены.
«Против»
Психолог Анна Лучинина:
- БЕССПОРНО, ребёнок впитывает, как губка. Что
впитывать - вопрос для родителей. Если малыш ходит в садик, у него остаётся
очень мало времени на общение с родителями, бабушками-дедушками - с теми, кто
его любит. Большая часть его жизни занята общением с педагогами. Можно передать
его преподавателям ещё и на дополнительное время. Возможно, он станет гораздо
умнее. Возможно, будет проводить это время с удовольствием. Особенно, если
достижения радуют близких. Но останется ли у него время, чтобы научиться жить в
семье? В этом возрасте самое главное – впитывать любовь, учиться чувствовать,
строить отношения, в том числе близкие, и осваивать социальные роли.
ИМЕЙТЕ В
ВИДУ
Как выбрать центр
● СХОДИТЕ без ребёнка, поговорите с педагогами, соберите отзывы через
знакомых или Интернет. Основные учреждения у всех на слуху, и неофициальной
информации достаточно. Удобно, если есть пробное занятие.
● Обсудите в деталях все финансовые вопросы: есть ли дополнительные
сборы кроме месячной платы, возвращаются
ли деньги в случае отсутствия ребёнка на занятиях и т.д.
● Хорошо, если центр будет недалеко от дома, чтобы ребёнок не сильно
утомлялся по дороге. Это может неблагоприятно сказаться на его поведении на
занятиях и общей восприимчивости.