Примерное время чтения: 7 минут
1386

Большой ребенок. Почему наши дети не готовы быть взрослыми?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 12/10/2016
Молодые люди привыкли жить, как хотят.
Молодые люди привыкли жить, как хотят. АиФ-Нижний Новгород

Так ли юные нижегородцы не подготовлены к серьёзной взрослой жизни?

«Перелюбили»

«Живём при капитализме, а у молодёжи такие иждивенческие настроения - больше, чем при социализме. Это мы знали: будет где учиться и работать, что поесть. Почему нынешние такие инфантильные? - рассуждает Анатолий Фирстов, заслуженный артист РФ. - Молодёжь я люблю, лишь бы не зарывались - не ленились, не баловались наркотиками!»

Родители часто жалуются на подрастающее поколение - ничего не умеют, ничего не знают, ничем не интересуются.

«Мы еле дотянули сына до 11-го класса, учились всей семьёй. В итоге сын поступил в вуз по результатам ЕГЭ, - рассказывает бухгалтер Светлана Семёнова (попросила изменить фамилию). - Возила сына в институт каждый день, думала - учится, а он прогуливал. Выяснилось это только после первой сессии, когда он не пришёл на экзамены. Заявил: «Не хочу больше!» Одни гулянки с друзьями и девочками на уме. Дома я его вижу исключительно за компьютером. Перелюбили мы парня».

«Думали, у нашей дочери с самоопределением всё хорошо - в старших классах решила, хочет получить языковое образование. Я ползарплаты медсестры отдавала на репетиторов. И вдруг перед ЕГЭ заявила: «Буду физиком». Поступила на техническую специальность вслед за мальчиком, который нравится. С ужасом ждём первой сессии. Как можно быть такой несерьёзной?!», - недоумевает Галина Суворова.

Сила свободы

Нужно с детства мотивировать чадо на получение образования, на выбор профессии, объяснять ценность денег, говорит Ольга Попова, учитель средней школы.

«Я воспитывала сына одна, с детства объясняла ему, как трудно даются мне деньги, и уже в 15 лет он стал подрабатывать. После школы, сказал, пойдёт учиться на заочное отделение, чтобы работать и помогать маме, - говорит педагог. - У нас другая проблема - сын подсел на электронные сигареты. Современное поколение так подвержено разным зависимостям - копируют друг у друга привычки».

По мнению Виктории Скачковой, преподавателя университета, на первый взгляд, подрастающее поколение избаловано обществом потребления. Молодые люди легко вступают в спор с учителем или, не думая о последствиях, отказываются от чего-то стабильного и перспективного. Уверены, что их всех ждёт заоблачная карьера, правда, ступать на карьерную лестницу они не спешат. Довершает картину общий облик «вечных детей» - свитшоты с мультяшками у девочек, шорты в октябре у парней, музыка и рукоделие.

«Но всё меняется, если им что-то интересно. Тогда всё становится несложным. Забронировать отель на другом конце Земли, используя Google-переводчик, отработать три месяца волонтёром на Олимпиаде, прийти на собеседование в топовую компанию - запросто! Дети на глазах становятся самостоятельными, рассуждающими, взрослыми, - считает педагог. - У юных есть сила внутренней свободы. Они не торопятся, не стараются успеть, живут, как хотят. Этим и объясняется нежелание молодых взрослеть. Зачем, если и так хорошо? А ещё новое поколение не врёт. Они признаются в несделанном домашнем задании, в незнании тех или иных фактов, в ошибках. Делают это по-взрослому. Честность - замечательное качество, которое пригодится нашему обществу».

Такому современному поколению нужно не осуждение, а крепкое плечо взрослых наставников, которые покажут, подскажут дорогу.

«Мы другие!»

Анастасия Корноухова, студентка ННГУ:

- Не любить новое поколение принято со времён Сократа и Платона. Взрослым кажется, что их потомки - существа беззащитные, не готовые за себя постоять, инфантильные. Правда, родители и дети росли в разное время, а порой и в разные эпохи. В СССР каждый знал, что после учебного заведения найдёт работу, что по комсомольской путёвке можно поехать на Север или в Сибирь и увидеть всю страну. Не было жизни в кредит - многое обеспечивало государство. Поэтому слышать, что люди, выросшие в Союзе, считают современное поколение инфантильным, просто смешно. Мы понимаем: ничего не падает с неба, и после диплома за нами не встанут в очередь работодатели - наоборот, вчерашний студент должен доказать, что необходим компании. Сам стиль жизни обязывает - у молодёжи модно показать, чего ты добился сам.

Наше поколение - смелое и неуверенное одновременно, особенно когда мы выбираем занятие на всю жизнь. Последнюю роль здесь играют твои желания - на решение влияют мнения друзей, учителей, одноклассников и, самое страшное, родителей. Порой за их советами скрыто желание сделать всё «правильно», особенно если им когда-то это не удалось.

Наши мамы и папы проработали всю жизнь на одном месте, мирясь с неудобствами. Сейчас найти столь преданных компании работников трудно. Если человека что-то не устраивает, он без раздумий уйдёт. Конечно, не все молодые люди стремятся развиваться - тунеядцы были всегда. Они сидят на шее у родителей и лелеют великие планы без всяких усилий. Любимое занятие - компьютерные игры, днём и ночью. Но даже из этого хобби выходит толк - порой вырастают неплохие программисты.

Мы другие! Среди нас есть и инфантильные, и серьёзные, готовые упорно работать. Есть те, кому достались хорошие стартовые условия из-за рождения в обеспеченной семье, и те, кому приходится подниматься с самых низов. Но все мы нацелены на результат - на успех, достижения, семью.

Воспитать ответственность

Анна Митрофанова, специальный психолог, учитель-логопед:

- Часто родители окружают детей чрезмерной заботой: всё время заполнено развивающими занятиями, все поступки ребёнка, его общение с другими детьми контролируют взрослые. Он не принимает самостоятельных решений - старшие ограждают его от трудностей, домашних дел, физического труда. Таким образом мамы и папы хотят создать детям удобную спокойную жизнь, уделить им максимум внимания. В итоге вырастает послушный, умный, но не самостоятельный человек. Он не может и не хочет брать на себя ответственность за поступки, за свой выбор. Ему удобно жить с оглядкой на родителей, ожидая от них всесторонней помощи.

Занимаясь интеллектуальным развитием ребёнка, взрослые часто упускают развитие социальное - умение общаться, оценивать поступки и эмоции - и свои, и окружающих, организовать учёбу и работу, заботиться о других.

Порой родители дают чадам безграничную свободу, считая, что ребёнок сам знает, как ему расти. Или, занятые на работе, «откупаются» дорогими подарками и бесконтрольными карманными деньгами. Вырастая, такой ребёнок не становится взрослым. Он может создать семью, но при первых же трудностях сбежит к родителям или уйдёт в соцсети и компьютерные игры.

Советы А. Митрофановой таковы:

  • Позвольте ребёнку нести ответственность за себя и свои поступки, учите планировать время.
  • Поощряйте стремление к самостоятельности. Если малыш в два года хочет помыть посуду или сам одеться, разрешайте, иначе к 4-5 годам желание пропадёт!
  • Привлекайте ребёнка к домашним делам. С трёх лет у ребёнка должны быть пусть несложные, но постоянные обязанности.
  • Приучайте ребёнка заботиться о членах семьи, домашних животных.
  • Найдите ему секции и кружки по интересам.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно