Отечественная экономика нуждается в коренной перестройке. Факт, что называется, медицинский.
А потому вектор экономического развития определён руководством страны как инновационный. Другого выхода нет, иначе можно оказаться на задворках мировой экономики, убеждён директор Дзержинского политехнического института, доктор технических наук, профессор Виктор Кулепов (на снимке). По его мнению, центром модернизационного процесса призвана выступить отечественная политехническая школа.
Перевёрнутая пирамида
- Говоря о модернизации экономики, необходимо чётко понимать: без решения кадровых проблем двигаться вперёд нельзя.
Посмотрим на ситуацию в производстве. Здесь крайне не хватает высококвалифицированных инженеров, управленцев, рабочих. Востребованы профессионалы своего дела. А где их взять? Материальная база в ПТУ, техникумах - на уровне середины прошлого века. Вузы также нуждаются в техническом переоснащении. Приходится констатировать: система высшего, среднего и начального профессионального образования сегодня явно сбоит. И не всегда в этом вина образовательных ведомств.
В нашей стране образовательная пирамида перевёрнута с основания на вершину. В развитых странах нет повального стремления к высшему образованию. Там высшее -углублённое теоретическое. Ему всегда предшествует практическое образование. Во всём цивилизованном мире сначала получают рабочую профессию, становятся практиками, а потом открывают бизнес или учатся дальше, становятся менеджерами. У нас же наоборот.
Но выход есть: под эгидой политехнической школы, которая напрямую завязана на производственников, нужно сосредоточить подготовку современных рабочих, инженеров и менеджеров, сломать ведомственные барьеры начального, среднего и высшего профессионального образования, объединить ресурсы государства и бизнеса.
Нам нужна интеграция!
Считаю, что Нижегородский государственный технический университет может и должен взять на себя роль лидера инновационных процессов в экономике как региона, так и страны.
Предлагаю: под крылом нижегородской политехнической школы создать интегрированный межотраслевой научно-образовательный технологический центр, по сути - технопарк, который займётся:
- подготовкой и переподготовкой кадров для региональной и отечественной экономики;
- научными разработками, их дальнейшим внедрением.
Что касается управленческого звена - менеджеров, экономистов, юристов, то их тоже надо готовить с учётом инновационных знаний. Это позволит им на равных с инженерами участвовать в модернизационных процессах.
Нужна новая порода управленцев - специалисты со знанием экономики, юрис-пруденции, понимающие задачи технического перевооружения производства. Словом, менеджеры-инженеры. А подготовить их можно только в политехническом вузе.
Студенты + преподаватели
Адресное финансирование поможет укрепить вузовскую базу, придаст новый импульс в развитии региональной политехнической школы. Такого рода центры возвратят пирамиду профессиональной подготовки с её вершины на основание - с теоретического подхода в образовании на практический. Более того, центры, оборудованные новейшими техническими образцами, смогут заниматься инжиниринговой деятельностью, разрабатывать и внедрять инженерные проекты на производстве.
Необходимо активнее использовать креативный потенциал студентов и преподавателей, их идеи, инициативу. Мобильные научно-производственные структуры возьмут на себя роль маркетолога, создателя информационных баз, аналитика и разработчика новых материалов и технологий. Кстати, в Дзержинском политехническом институте уже создаются студенческо-преподавательские центры, например “Полимер” под руководством профессора кафедры “Технология органических веществ” Казанцева.
Таким образом, мы создадим условия для модернизации экономики, решим острейший вопрос подготовки по-настоящему качественных специалистов.
От задачи - к решению
Главным персонажем всех инновационных преобразований сегодня должен стать инженер. Поэтому крайне важно не забывать об укреплении престижа профессии. Большая роль в этом принадлежит средствам массовой информации. Должен быть своеобразный госзаказ на освещение всего позитивного, что происходит в инженерной среде. К примеру, наш вуз уже два года проводит общегородскую акцию “Инженер - это звучит гордо!”. По телевидению мы рассказываем о тех, кто выбрал для себя эту профессию, о проектах, над которыми работают молодые специалисты. После таких передач мне звонили жители города и говорили: “Впервые за последние 15 лет увидели сюжеты, героями которых стали инженеры”.
Крайне важно показать на конкретных примерах привлекательность, если хотите, романтику инженерного творчества. Например, в ходе работ по созданию глубоководного нейтринного телескопа на озере Байкал мне приходилось отвечать за инженерную часть проекта. В частности, нужно было выполнить работы, которые никто никогда не выполнял: проложить со льда озера донную кабельную линию длиною в 5 километров, которая соединяла сам телескоп с регистрирующим центром на берегу. В результате был создан комплекс новых машин и механизмов, позволяющий решить эту инженерную задачу. Одним словом, любое фундаментальное научное исследование приводит к оригинальным инженерным решениям.
Спрос на профессию растёт
НижегородскаЯ политехническая школа богата инженерными разработками, которые ждут своего часа. Вспомним историю с экранопланом “Лунь” - детищем выдающегося российского инженера и учёного Ростислава Евгеньевича Алексеева. Сейчас проект законсервирован, экраноплан стоит “на приколе” в сормовском ангаре завода “Волга”. А если бы он был введён в строй в своё время, катастрофа подводной лодки “Комсомолец” не была бы столь трагичной.
Примеров, где инженерное творчество лежит в основе инноваций, достаточно много. В сферах энергосбережения, радиоэлектроники, машиностроения, атомных и иных технологий - везде присутствуют достижения инженерной мысли. Не случайно выпускники нижегородской политехнической школы - авторы как отечественных, так и зарубежных проектов. Например, в атомной энергетике. Наши бывшие студенты участвуют в строительстве и обслуживании объектов в Китае, Индии, других странах. И спрос на специалистов-атомщиков постоянно растёт - количество станций увеличивается. Это подтверждает и федеральная целевая программа развития атомной энергетики. Предполагается, что только на территории Нижегородской области до 2025 года будет построено три энергоблока.
Всё это говорит о том, что роль инженерного труда важна сегодня и будет востребована завтра. Вот почему необходимо способствовать вовлечению молодёжи в инженерное творчество. Пора вновь открывать технические кружки по месту жительства, проводить детские конкурсы робототехники, фестивали инженерного мастерства. Только так мы сможем переломить ситуацию последних десятилетий, задать вектор общественного развития, направленный на модернизацию производственного сектора экономики.