«Высшая награда, это когда стихи звучат, продолжают жить, и, может быть, не знает никто их автора, а на вопрос чьи - ответ: народные, наши…»
В Нижнем Новгороде в рамках гастрольного тура рок-оперы «Идут белые снеги…» побывал Евгений Евтушенко. Всемирно известный русский поэт, а также актер и режиссер, презентовал написанную на его стихи рок-оперу. Первая опера в сотрудничестве мэтра Евтушенко и композитора Глеба Мая была создана еще в СССР и разошлась тиражом в 2 миллиона экземпляров. А 1,5 года назад Евгению Александровичу принесли пиратскую запись «Исповеди». Раз запись продается, значит, рок-опера остается востребованным форматом. Возникла идея возродить этот жанр. Теперь рок-опера состоит из двух частей, и зрители могут увидеть её полноформатную версию.
Сейчас рок-опера еще нужнее
- Сейчас эта рок-опера стала еще нужнее, - считает Евгений Александрович. - А тогда она только развивалась. В сущности, она была более интимной - в ней еще не было гражданской линии, которая появилась во второй части.
- Идея создать музыкальную композицию, в которой бы стихи переплетались с музыкальными номерами существовала еще в 70-х годах, - рассказывает исполнитель одной из главных ролей в рок-опере Анатолий Алешин. - Подобная попытка театрализации была сделана в рамках концертной программы музыкального ансамбля «Фантазия». Я был в то время солистом группы «Аракс» и, побывав на одном из концертов «Фантазии», решил, что идея хорошая и нужно смело претворять её в жизнь. У истоков рок-оперы стоял композитор Глеб Май. Потом Глеб набрался смелости, познакомился с Евгением Александровичем и преподнес ему эту идею. Евгений Александрович поддержал. В то время рок-опера называлась «Исповедь» и состояла из 8 музыкальных номеров.
- Несмотря на то, что приоритеты в обществе со временем изменились, возвращаться к истинным духовным ценностям совершенно необходимо. Есть такая возможность, и именно поэтому мы решили посвятить себя этому проекту, - сказал актер Дмитрий Харатьян.
Любить – не стыдно
- Опаснейшая вещь происходит, когда между телом и душой существует разрыв, - уверен поэт. – «Над душою ставить тело - жизнь достойная урода, выше тела ставить душу – это ложная свобода…» - это и сейчас является очень важной нравственной проблемой. Многие люди не знают, что такое настоящая любовь, они путают её просто с верностью. Я не против верности. Это просто доверие, бывают такие дружеские отношения. Это происходит иногда от застенчивости: «любви стесняемся, молодечествуя, и прячем даже любовь к Отечеству».
Люди свою застенчивость прикрывают, потому что это модно - цинизм, скабрез, стеб – вот новые слова. Это не всегда означает, что эти люди «до мозга костей» циники. Это означает, что у них есть какая-то нравственная патология. И они прикрывают её, потому что боятся показаться слабыми. Они думают, что сентиментальность, чувственность – это слабость. Жизнь затягивает, делает людей черствыми. Люди привыкли защищаться от ударов, кожа становится носорожьей, щитом становится, она прирастает - нас гладят, а мы не чувствуем…
Всех волнуют собственные комплексы…
- У нас очень большой недостаток философского развития. Сегодня нам не хватает великих писателей, - считает Евгений Евтушенко. - Они уходят, а их места не заполняются. Есть, конечно, хорошие авторы. Но больших, великих нет. Сегодня мало кто пишет о вечном, всех волнуют только собственные комплексы. Володя Высоцкий, Булат Окуджава, Роберт Рождественский – это все уникальные фигуры. Они были неотъемлемы от тех изменений, которые происходили в мире.
Я считаю, что нам в духовной сфере тоже нужно ставить себя в контекст человечества. Сейчас многие люди опровинциалились. Они настолько закопаны в своем дремучем болоте, что уткнулись и ничего не видят. Понимаете, у нас есть хорошие писатели, но их мало для такой великой страны, страны с такими традициями. У нас нет таких людей, которые в 20 лет могли бы уже становиться национальными поэтами и думать об ответственности.
На меня же напали за мою невинную, совершенно банальную формулировку «Поэт в России больше чем поэт». Что я, якобы, этим унижаю поэзию?! Я же не говорил, что поэты должны быть министрами культуры или входить в правительство. Поэт должен чувствовать ответственность за качество строки, за других людей. Писатель должен «говорить», если он занимает эту великую нравственную должность. Ведь главная беда не в правительстве. Что, они отнимают у нас право быть? Даже если так, то на это я скажу, что во все времена великим писателям было трудно. Маяковский правильно говорил: «Где и когда великий выбирал путь, что протоптанней и легче?».
_______________
Евгений Александрович Евтушенко - русский советский поэт, прозаик, киносценарист, кинорежиссер. Родился 18 июля 1933 на станции Зима Иркутской области в семье геологов. С 1951 года учился в Литературном институте им. А.М.Горького. Евтушенко начал писать прозу еще в юности, в студенческие годы. Первый рассказ – «Четвертая Мещанская» был напечатан в журнале «Юность» в 1959. Деятельность в кинематографической сфере тоже была успешной - фильм «Взлет» (1979), где он сыграл главную роль (Циолковского), позже целиком авторский фильм «Детский сад» (1984).
Евтушенко не только был на всех континентах земли, но и написал стихи и поэмы о каждой стране, где побывал. Его имя известно во всем мире. Популярности поэта способствовала и его манера чтения стихов с эстрады.
Сейчас Евгений Евтушенко живет и работает в Москве. Преподает в американских университетах русскую поэзию по собственному учебнику «Антология русской поэзии».