Нижегородская область - один из немногих регионов, где до конца боролись против системы всеобщего тестирования. И теперь, когда ЕГЭ каждый год совершенствуют, регион одним из первых заявляет о тех аспектах, которые нуждаются в доработке.
Как мотивировать детей на учёбу? Об этом и многом другом - наш разговор с Сергеем Наумовым, министром образования Нижегородской области.
Забывая уроки
- Сергей Васильевич, вы когда-то были принципиальным противником ЕГЭ. Сегодня ваше мнение изменилось? Дети стали хуже учиться - не способствует ли тому всеобщее тестирование?
- У нас постоянно встаёт вопрос о качестве среднего образования. Вполне оправданны опасения вузов о том, кто приходит учиться на первый курс. Меня сложно упрекнуть в лояльности к Единому государственному экзамену, и моя позиция не изменилась. Существующая схема сдачи ЕГЭ подчас приводит к тому, что на определённом этапе ребята начинают готовиться к экзамену только по трём предметам, забывая все остальные. А потом изменится время, изменится экономика, и специалист, не учивший уроки в школе, не сможет перестроиться - базовых знаний не хватит. Получается, что благодаря такой системе государство не даёт ему возможность переквалифицироваться.
Конечно, ЕГЭ совершенствуется, и мы все ждём более глубоких изменений. Нужно ввести средний балл школьного аттестата - как в советские времена, когда школьники сдавали много выпускных экзаменов. По среднему баллу и вузы смогут давать преференции при поступлении, и ребята будут понимать, зачем они учат все дисциплины. Тогда форма ЕГЭ не будет влиять на содержание образовательной программы.
Простая математика
- Самый сложный экзамен для школьников - ЕГЭ по математике. В 2014 году даже снизили минимальный порог баллов. В этом году дети могут выбрать: сдавать им математику на базовом или на профильном уровне. Учебную программу тоже разделят на простую и сложную?
- Экзамен базового уровня - проверка умения школьника решать стандартные практические задачи, проводить простейшие расчёты, логически рассуждать. Результаты позволяют получить аттестат и поступить в вуз на некоторые гуманитарные специальности, связанные с литературой, искусством.
Экзамен профильного уровня основан на модели 2014 года: здесь проверяют умение выполнять вычисления и преобразования, решать уравнения и неравенства, геометрические задачи. Сдав его, выпускник может поступить в вуз на специальность, где требуются результаты ЕГЭ по математике.
У детей появился выбор: хочет выпускница стать балериной - для поступления в вуз ей не нужна математика, она выбирает ЕГЭ базового уровня. Но учить математику придётся всем по одной и той же программе. И никакого разделения на простой и сложный уровень в школе не будет! Эту позицию Нижегородская область отстаивала на федеральном уровне.
- ЕГЭ проводят под присмотром видеокамер, общественных наблюдателей, задания привозят под конвоем. И это всё - чтобы ребята не списывали?
- Видеокамеры, металлоискатели в аудиториях в этом году остаются. Конечно, это дополнительные хлопоты для организаторов, но это справедливо по отношению к детям, которые всё выучили. Занимается ученик на пятёрки и на экзамене получил 90 баллов, а рядом с ним сидит нерадивый школьник, который плохо учился, а ЕГЭ сдал на 100. Это нечестно! Вот мы меры и принимаем.
Хочу попросить наших школьников: не списывайте! Вы должны основательно подойти к экзаменам, ведь ЕГЭ - первый серьёзный шаг во взрослую жизнь. И забудьте дома сотовый - если его у вас найдут или аппарат сам себя обнаружит звонком «не вовремя», то вас удалят из аудитории и пересдавать не разрешат.
Единый госэкзамен в 2013/2014 учебном году в регионе прошёл объективно, и наша общая задача - чтобы и в следующем году всё было честно.
В очередь за кадрами
- Вы можете дать совет школьникам - на кого учиться, чтобы без работы не остаться?
- Стоит заглянуть в стратегию развития региона до 2020 года - там прописаны все перспективные направления реального сектора экономики. Отсюда и вывод, какие профессии будут востребованы на рынке труда. Перспективные отрасли - металлургия, машиностроение, строительство, сельское хозяйство. Поэтому школьникам в первую очередь нужно ориентироваться на сдачу экзамена по физике - этот предмет открывает возможность поступления на специальности технического, естественно-научного профилей.
Сегодня процент трудоустройства выпускников технических направлений доходит до 95-97%, многие предприятия стоят в очередь за такими молодыми кадрами. По управленческому профилю число бюджетных мест в вузах ежегодно сокращается, и на сегодня приём студентов по экономико-управленческим специальностям плавно уступил первое место техническим направлениям.
- Промышленники буквально кричат, что им не хватает квалифицированных кадров. У нас и техникумы возрождают, и о забытой системе профориентации заговорили…
- Сегодня мы много думаем, как увлечь школьников. Но если к профориентации не привлечь работодателя, у нас не получится помочь ребёнку выбрать профессию. И решить кадровые проблемы экономики тоже. Ведь именно предприятиям нужны кадры, и они должны напрямую участвовать в их подготовке, подсказывать учебным заведениям направления движения.
Сколько бы вузы ни старались, сколько бы школы ни агитировали детей, ни водили по предприятиям на экскурсии, ситуация кардинально не изменится. Посидеть за комбайном - дело хорошее, но нужно рассказывать, как ты на нём будешь работать. Это могут только работодатели.
Кстати, сегодня интерес молодёжи к производству растёт. Это подтверждает и значительный скачок числа поступающих в техникумы в 2014 году. Созданные на базе техникумов ресурсные центры составят конкуренцию вузам. В их создании как раз принимают участие крупные предприятия региона, которые помогают закупать современное учебное оборудование. И ребят после техникума расхватывают. Только представьте: станочник зарабатывает 45 тыс. руб. Человек определился, получил профессию в техникуме, работает, захотел - поступил в вуз. Вот вам готовый специалист, профессионал, который прошёл путь от «сохи» до директора предприятия!