На кого учиться взрослому карьеристу? В каких случаях стоит проходить курсы повышения квалификации, а когда пора идти за вторым высшим? Эти и другие вопросы обсуждали в пресс-центре «АиФ-НН» представители нижегородских вузов.
Безработные идут в охранники
Главный вопрос для тех, кто не видит дальнейшего пути развития для своей карьеры, - куда пойти учиться? Профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации можно пройти по направлению службы занятости. По словам Александра Канакова, начальника отдела профориентации и профобучения управления государственной службы занятости населения Нижегородской области, это можно сделать в 167 образовательных учреждениях, но только если вы в официальном порядке признаны безработным.
- Всего обучение проходит по 200 специальностям и профессиям, - говорит
А. Канаков. - В 2011 году мы выходили из кризиса, поэтому через службу занятости прошли более 9000 человек. В основном были востребованы программы подготовки по рабочим профессиям - водитель, стропальщик, слесарь, повар, парикмахер, а также по специальностям бухгалтер, экономист, менеджер. Производственную сферу выбрали 15% обратившихся, примерно такой же процент - по информационным технологиям. 12% нижегородцев, пожелавших пройти обучение через службу занятости, прошли переподготовку как предприниматели. Особый спрос был у безработных на курсы охранников и работников службы безопасности.
Юристы, бухгалтеры, таможенники…
Курсы повышения квалификации, переподготовки, программы второго высшего предлагают многие нижегородские вузы. А вот на какой же специальности остановиться карьеристу на перепутье?
- Парадокс - казалось бы, рынок переполнен бухгалтерами и экономистами, но хорошего профессионала не найти. Именно поэтому эти направления дополнительного образования востребованы, - говорит Татьяна ПОИСКОВА, замдиректора по маркетингу Академии труда и социальных отношений. - Причём на заочное обучение приходят люди, которым далеко за 40, действующие руководители, представители малого бизнеса. Производственные площади перепрофилируются, появляются новые направления, новые проекты требуют переосмысления имеющихся знаний, расширяется сфера деятельности, захватывается новый сегмент рынка.
- Соглашусь, что сейчас востребованы программы подготовки по экономике, финансам, юриспруденции. В последнее время стала актуальна таможня, - говорит Светлана КРАСНОДУБСКАЯ, замдекана факультета управления и предпринимательства Нижегородского госуниверситета (ННГУ). - В последние 3-5 лет пользуются спросом короткие программы по программированию и информационным технологиям и иностранный язык. Популярность их стабильно держится. Кроме того, после того как мы перешли на образовательные стандарты 3-го поколения, нуждаются в переподготовке педагоги вузов и школ, техникумов и училищ.
Если вы хотите стать чиновником, придётся получать дополнительное профильное образование.
- Наличие управленческого образования - это одно из требований к служащему, прописанное в законе о государственной и муниципальной службе. Ему соответствуют лишь 7-9%. Треть специалистов, приходящих в администрации, - люди с высшим образованием научного и технического профиля. Остальные - это гуманитарии, педагоги. Им нужна профессиональная переподготовка, без которой чиновник не может двигаться по служебной лестнице, - рассказывает Анна РУДЕНКО, замдекана факультета повышения квалификации Нижегородского института управления.
Услышать работодателя
Кроме того, вузы активно переподготавливают и повышают квалификацию специалистов по запросам работодателей.
- Вузы должны активно взаимодействовать с предприятиями, которые направляют своих сотрудников на обучение для работы на новой технике, либо если предприятие находится в стадии реконструкции, модернизации, строится новый завод, - поясняет Евгений ИВАШКИН, проректор по учебной работе Нижегородского технического университета (НГТУ).
По мнению экспертов, тесное общение с работодателями - залог успешной подготовки специалиста.
- Ещё несколько лет назад вузы и работодатели были главными врагами: якобы вузы готовили не тех, а работодатели не сообщали о своих потребностях, не участвовали в учебном процессе, - высказался Владислав БОРОДАЧЁВ, проректор по дополнительному профессиональному образованию Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ). - Но ситуация меняется. Сейчас мы друг без друга жить не можем. Нам необходимо готовить специалистов, которые нужны производству. Сегодня уже выстраивается система непрерывного опережающего кадрового развития, в котором принимают участие учебные заведения, работодатели, местные органы власти, центры занятости, миграционная служба… Тогда мы будем чётко понимать, каких специалистов готовить массово, а каких - штучно.
А вам 5 высших зачем?
Рассуждая об образовании для взрослых, эксперты вышли на более глубокие проблемы. Перед тем, как гнаться за образованием, может, сначала подумать, а нужно ли оно? И в каком количестве? И в каком качестве?
- За последние 15 лет сложилась мода на второе высшее. Учебных заведений, предлагающих образовательные услуги, много. Но подумайте, во многих ли профессиях требуется второе высшее? По закону, оно платное. Человек вынужден учиться с отрывом от работы. Чаще всего для карьерного роста достаточно получить профильное дополнительное образование, которое даёт углублённые знания. Это наиболее экономичный, быстрый и эффективный способ - уверена А. Руденко.
- Основная масса бакалавров, магистры чаще всего уходят в науку и на преподавательскую деятельность - ждать их в производственной сфере нереально. Поэтому получить профильные знания, необходимые производству, можно пройдя курсы дополнительного профессионального образования. Кроме того мы предложили на последнем курсе бакалавриата получить ещё один вид деятельности, актуальный на рынке труда. Тогда, может, и не потребуется получать 2-3-5 высших образований, - рассуждает В. Бородачёв.
- В погоне за высшим мы совсем забыли преимущества среднего профессионального образования, - говорит Т. Поискова. - В своё время хороших специалистов для производства готовили как раз в училищах и техникумах. Если бы эта система работала сейчас, и у службы занятости работы было бы меньше, и выпускники образовательных учреждений шли бы в вузы мотивированно. Система профориентации потеряна. Те, кто не решил, кем быть, идут в вузы. Ему диплом писать, а он не знает, о чём. На помощь приходит Интернет, и как результат - человек с высшим образованием идёт в грузчики.
Правда, как подчеркнул Е. Ивашкин, сами вузы сейчас пытаются настраивать школьников на выбор среднего профессионального образования. Ведь через техникум уже осмысленно, если есть желание стать инженером, можно идти в вуз на сокращённые программы. И тогда, если грамотно выстроить образовательную траекторию, не придётся метаться, переучиваться. Будете идти вверх по карьерной лестнице, используя все ресурсы. Так что определяться, кем же ты будешь в будущем, лучше со школы.
Десктопная программа для анализа данных по таможне: https://www.rusconsult.com/ - таможенная статистика РФ.