Генерал-полковник Рапота, свободно владеющий английским, обучался в разведшколе КГБ, имеет большой послужной список работы на руководящих постах в спецслужбах. В годы “холодной войны” был секретарём посольства СССР в США. В 90-е работал в Центральной службе разведки и во внешней разведке. В должности полпреда в Южном федеральном округе проработал чуть более полугода.
Интересующиеся могут заподозрить в замене полпреда-юриста на полпреда-чекиста сигнал от нового президента... Действительно ли в ПФО было решено усилить влияние спецслужб? Говорят нижегородские политологи.
Директор экспертного центра “Мера” Сергей Борисов:
- В последние годы медленно, но неуклонно снижалось кадровое значение института полпредства. В результате это место уже не является объектом интереса политиков, желающих строить карьеру. Пример - Сергей Кириенко, стремившийся покинуть этот пост.
Причина в том, что губернаторы стали назначаемыми и восстановили свои возможности напрямую решать вопросы с Москвой. Полпредство стало неким чемоданом без ручки. Надобность в централизации отпала.
Но какая-то функция у них осталась, поэтому, дабы институт округов не закрывать (что сложнее, чем открыть), решено создать некий “кадровый резервуар” для политиков. Во-первых, для тех, кому нет пока должного назначения, но его надо оставить в активном обороте. Во-вторых, для тех, кто понемногу готовится к заслуженному отдыху. Так в случае с Устиновым (Владимир Устинов, сложив полномочия министра юстиции, назначен полпредом в Южном округе. - Ред.). Новый полпред в ПФО Григорий Рапота тоже человек немолодой. Но вместе с тем ещё востребованный.
Так что особых задач ему не ставится. Соответствующими вопросами есть кому заниматься. Опять-таки назначенные губернаторы для того и назначены президентом, чтобы спрашивать с них.
Генеральный директор Центра социально-консервативной политики в ПФО Евгений Семёнов:
- Судя по характеру кадровых назначений, система полпредств в стадии трансформации. Полпредства как институт укрепления власти выполнили задачу. С изменением избирательной системы их государственные функции перестали быть актуальны. Губернаторы назначаются президентом, и двойной контроль не нужен, хотя полпредства пока останутся. То, что появился человек из спецслужб, - это прогнозы по поводу задач перед полпредами.
Несмотря ни на что, можно ждать, что для многонационального Приволжского округа не останется незамеченным весомый опыт работы нового полпреда в сфере защиты государственных интересов.