В пресс-центре 25 марта в пресс-центре «АиФ-НН» состоялся круглый стол «Роль и место органов безопасности на исторических этапах развития российского общества». На встрече был презентован II том книги «История нижегородских органов безопасности», изданной к 90-летию Нижегородского УФСБ. Авторами книги являются заместитель директора Института ФСБ России Александр Осипов и директор Нижегородского областного государственного архива Виктор Харламов.
Участники обсуждали органов госбезопасности в отечественной истории. 20 марта Нижегородскому УФСБ исполнилось 90 лет. Тогда организация именовалась НижГубЧК. Возглавлял её Яков Воробьёв, чьё имя в советское время носила улица, на которой и сегодня находится управление ФСБ (ныне – Малая Покровская).
Инициатором «круглого стола» явились сами сотрудники управления ФСБ. В последние годы в управлении проводится большая работа, направленная на повышение уровня доверия к органам безопасности и силовым структурам со стороны гражданского населения.
В обсуждении принимали участие, представители средств массовой информации, политологи.
Первый детдом организовали чекисты на свои деньги
Вначале выступили авторы книги. Директор Нижегородского архива Виктор Харламов подробно остановился на этапе становления нижегородских органов госбезопасности. Он, в частности, заметил, что роль НижГубЧК была гораздо шире, чем принято считать, в их задачи входило не только жесткая защита завоеваний революции, но и участие в построении новых социальных условий пролетариата. В частности, как обратил внимание Виктор Харламов, первый детский дом в 1921-ом году в Нижегородской губернии был создан чекистами и существовал на их средства. Через год ими же был создан второй детдом для беспризорников.
Кроме того, по словам директора архива, нужно отметить, что первые два года Владимир Ленин, его соратники, в том числе Феликс Дзержинский, считали, что никаких особых органов для защиты завоеваний пролетариата не нужно. Но, оказалось, что без таких служб победу революции не удержать. Был создан Чрезвычайный Комитет. При этом Дзержинский пригласил на руководящую работу вовсе не рабочих и крестьян, а старых специалистов царской власти.
Виктор Харламов также отметил, что несмотря на неоднозначность роли органов госбезопасности в сложные эпохи страны, серьезно страдали и их сотрудники. Около 23 тысяч стали жертвами сталинских репрессий, 50 из них - были нижегородцами.
Защищать не режим, а Конституцию
Заместитель директора Института ФСБ России (Нижний Новгород) историк Александр Осипов рассказал, что водоразделом двух эпох принято считать 5 марта 1953 г. Ушла сталинская эпоха, 13 марта был организован КГБ. Он отметил, что это название - самое долгое в истории существования советских и российских органов госбезопасности, оно закрепилось на 37 лет.
Говоря о периоде 60-90-ых годов XX века, Александр Осипов подчеркнул, что главными задачами тогда были поиск государственных преступников (защита существующего строя) и поиск предателей и перебежчиков, совершивших преступления против своей страны в Великую Отечественную войну.
Как рассказал Александр Осипов, одного из таких страшных преступников военного времени нашли в г. Выкса Нижегородской области. Этот начальник зондеркоманды, уничтоживший тысячи мирных людей, спокойно работал на Выксунском металлургическом заводе и не предполагал, что его настигнет когда-либо суровая кара.
Александр Осипов вспомнил и одну весьма необычную историю с дезертиром, которая, правда, закончилась прощением престпупника. Этот нижегородец, сбежавший с фронта домой, в Горький, прятался в подвале своего дома… 18 лет. Подробности этой истории читайте здесь>>.
Что касается постперестроечной эпохи, то, по словам Осипова, органы КГБ предвидели грядущий развал Союза, однако власть не хотела это признавать.
Между тем, принимавшие участие в обсуждении журналисты и политические обозреватели заметили, что сами спецслужбы совершали немало действий, поддерживающих ошибки того строя, боролись не за идеалы народовластия, а с инакомыслием.
Участники высказали мнение, что за прошедшее время после развала СССР и сложных 90-ых, общественность вправе ожидать, что у органов госбезопасности должна создаться серьезная аналитика для упреждения прошлых ошибок, для создания системы защиты конституционного строя, а не существующего режима.