Примерное время чтения: 5 минут
56

Японцы о строительстве в Нижнем высокоскоростной ж/д высказались осторожно

Широко разрекламированный областью проект высокоскоростной железной дороги до Москвы по подобию японского «Синкансена» пока далек от практического  воплощения.

- Возможность создания высокоскоростной магистрали обсуждается, и японские компании обладают большим опытом и потенциалом. Но пока мы не достигли того уровня принятия решений, когда можно говорить о конкретных шагах по реализации, - осторожно отметил министр экономики посольства Японии в РФ Такеси Хикихара, приехавший в Нижний Новгород на международный семинар по развитию транспортной инфраструктуры области. Он также дал понять, что по этому вопросу японской стороне хотелось бы «продолжить и углубить диалог между нашими правительствами». Учитывая, что федеральная концепция развития скоростных железных дорог в России разработана до 2030 года, диалог может и затянуться.  

Быстрая дорога - быстрый отток людских ресурсов

Между тем строительство высокоскоростной магистрали может серьезно двинуть вперед экономику региона. Поезда, летящие по специальной эстакаде со скоростью 320-350 км в час, могут сократить время поездки из Нижнего до Москвы до полутора часов.  На семинаре чиновники и представители японских префектур наглядно показали на примерах своих провинций, как вдоль скоростной  магистрали «Синкансена», как грибы растут предприятия, а приток туристов обеспечивает мощное развитие гостиничного и торгово-развлекательного бизнесов.  В Японии, где первая ветка скоростной магистрали между Токио и  крупнейшим торговым городом Осака была проложена еще в 1960-х годах, сейчас скоростная железнодорожная сеть опутывает все острова, позволяя огромному количеству людей ежедневно ездить на работу или на отдых  за 300-400 километров от дома.

Правда, консультант НИИ Номура  Хидеюки Ямада предостерег нижегородцев и от негативных последствий строительства железнодорожной магистрали, так называемого «эффекта соломинки». Если дорога соединяет неразвитый регион с местом, где уровень жизни очень высок (в нашем случае это Москва), то магистраль, как соломинка, высасывает людские ресурсы из провинции в более благополучный город.

- Это может привести к застою и упадку провинции, - сообщил господин Ямада, добавив, что в Японии были и такие печальные проблемы.  Подтекст был таков – еще до «Синкансена» развивайте качество жизни в своем регионе до уровня лидеров.

Пока же вопрос реализации упирается не только в возможности применения в России высокоточных и надежных поездов (за 45 лет эксплуатации «Синкансена» в Японии не было ни одной серьезной аварии с человеческими жертвами), но и в банальный вопрос  финансирования. По словам японцев, стоимость строительства одного километра магистрали составляет порядка 12 миллиардов рублей. По самым скромным расчетам, скоростная ветка «Нижний Новгород – Москва» обойдется в 300 млрд рублей и реализация  проекта упирается в софинансирование со стороны федерального бюджета. В Японии, где первую ветку строили частные предприниматели, затем был принят федеральный закон о развитии скоростной сети, после чего две трети средств шло из госбюджета, а треть  - из региональной казны.

- Окончательное решение о целесообразности строительства должно быть принято правительством РФ, - подчеркнул Такеси Хикикара. По словам японцев, они очень надеются на нового президента Дмитрия Медведева, пообещавшего «преемственность курса Путина» и инновационное развитие России.

«Конечно, строить!»

 В Нижегородской области в целесообразности проекта не сомневаются.

- Вопрос строить или не строить, вообще не стоит. Конечно, надо строить! Но с участием Федерации, - сообщил «АиФ-НН» вице-губернатор Виктор Клочай, отметив, что пока идут консультации с японскими  специалистами по совместной выработке оптимального решения о прохождении магистрали.

Региональные власти склоняются к тому, чтобы скоростная трасса, участвовать в которой намерена ГЖД,  пролегала по новому маршруту, не дублирующему уже существующие железнодорожные пути. Пока же ГЖД модернизирует существующее железнодорожное хозяйство, увеличивая скорость пассажирских составов до Москвы со 140 до 160 км/ч («АиФ» № 1-2 от 9 января 2008 года).

Нижегородские власти и железнодорожники обещают построить высокоскоростную магистраль в столицу до 2015 года. Так что время все продумать и проработать еще есть. Кстати, интересная реакция на этот проект была у представителей соседних регионов.

- Давайте говорить прямо – пока это красивая мечта, дело даже не завтрашнего, а послезавтрашнего дня. Нам бы со своими разбитыми автодорогами сначала разобраться…», - посетовал после семинара зампредседателя правительства Саратовской области Александр Стрелюхин. Немного подумав, он добавил:

- Но вообще вы нижегородцы - молодцы, ажиотаж вокруг этого надо поднимать. Чтобы хоть какое-то шевеление началось.

На фото: поезд «Синкансен» (фото с сайта в tdrems.ru)

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно