Четвёртые в России
ЛАБОРАТОРИЯ ДНК ГУВД Нижегородской области функционирует с 2003 года. Но именно в прошлом году работа этого отдела стала наиболее продуктивной - в США было закуплено новейшее оборудование, позволяющее выделять дезоксирибонуклеиновую кислоту. По числу проведённых экспертиз (448) нижегородская милиция занимает четвёртое место в России, уступая только Москве, Уфе и Барнаулу (всего лабораторий такого уровня в стране 25).
Здесь нет места милицейской романтике. Работать приходится с биологическим материалом - кровью, слюной, потом, спермой. ДНК можно выделить даже из человеческого волоса, если тот выпал с корнем. Цель одна - постепенно, шаг за шагом создать единую базу данных. Это дело не одного года, но в конечном счёте оно позволит повысить раскрываемость преступлений. Ведь биологические следы оставляют не только насильники, но и обычные воры. Так, к примеру, в новогодние праздники подозреваемый в угоне автомобиля погорел на том, что на месте преступления остались следы его крови.
Ошибки быть не может
ВАЖНО, что экспертиза ДНК позволяет раскрывать даже серийные преступления. Но лаборатория помогает не только в криминальном отношении. В прошлом году около тридцати экспертиз было проведено на предмет установления отцовства. Теперь мужчинам будет гораздо сложнее отказаться от ребёнка, а женщинам - неправомерно потребовать алиментов.
Правда, всякое бывает. Сотрудники лаборатории вспоминают, как один отец не признавал результаты экспертизы. И считал сына своим, несмотря на то, что анализ ДНК показал, что они не родственники. Кстати, результат верен на 99,999999 процента.
- Теоретически только у однояйцовых близнецов ДНК могут быть практически идентичны, - рассказывает начальник отдела медико-биологических экспертиз ЭКЦ ГУВД Нижегородской области Александр Бондарев (на снимке). - В остальных случаях вероятность совпадения оценивается, как минимум, как один к десяткам миллиардов. Учитывая численность населения Земли, ошибки быть не может.
Нужна законодательная база
В ПОСЛЕДНЕЕ время в России участились случаи педофилии. Зачастую маньяков и насильников обезвреживают слишком поздно, когда они успевают искалечить жизнь детям. Беда и в том, что наказания для таких преступников слишком мягки. Многие, отсидев несколько лет в тюрьме, выходят на свободу и берутся за старое. Возможно, экспертиза ДНК позволила бы быстрее задерживать маньяков (в Англии треть всех преступлений раскрывается благодаря проведённым анализам). Однако в России всё упирается в законодательную базу и деньги. Один анализ стоит недёшево - 15 тысяч рублей.
- Сейчас в отношении каждого задержанного проводится дактилоскопия, а вот экспертиза ДНК - нет, - продолжает Александр Бондарев. - Мы можем делать анализ только по требованию прокуратуры, следствия или суда и уже исходя из этого составлять единую базу данных. Хотя я бы поддержал законодательную инициативу, чтобы все опасные преступники в обязательном порядке проходили экспертизу.
И действительно: зная, что могут найти даже по упавшему волосу, многие наверняка не рискнут пойти на повторное преступление.