Не так давно в Нижнем подвели итоги международного социологического исследования “К чему приводит агрессивная политика телевидения”. Для выявления взаимосвязи между насилием в подростковой среде и ТВ проводилось анкетирование 1500 старшеклассников Нижегородской области и такого же числа ребят из немецкого региона Баден-Вюртенберг.
По словам профессора Высшей педагогической школы Вайнгартена Михаэля Херманна (Германия), толчком для исследования послужили трагические ситуации в общеобразовательных учреждениях разных стран мира - сейчас не только совершеннолетние молодые люди, но и дети в возрасте 8-10 лет склонны проявлять агрессию.
Исследования немецкой и русской сторон разделили восприятие насилия на три уровня:
1. Насколько масштабно реальное насилие в окружающем мире
|
Здесь различий между Германией и Россией нет: в обеих странах заметен рост насилия и криминала. Однако немцы предполагают, что причина этого – внутри людей, русские же (особенно мальчики старшего возраста) считают себя жертвами жестокой действительности.
|
2. Приемлемость насилия в сознании подростков
|
Российские дети с возрастом приходят к выводу, что только собственная агрессивность может способствовать успеху в жизни. Для них это метод борьбы за выживание, панацея от неудач в будущем. У немецких детей такая взаимосвязь не наблюдается.
|
3. Потребность в получении картин насилия с экранов телевизоров
|
Русские не очень в этом нуждаются, они уже сыты и даже устали от избытка насилия. Немцы же эту потребность ещё испытывают.
|
По словам доцента кафедры тележурналистики филфака ННГУ Антона Фортунатова, исследование также проводилось и по типам школ. Оказалось, что в наших гимназиях предрасположенность к насилию больше, чем в обычных школах. Получается, что богатые родители отправляют детей в элитные заведения, не жалея денег, и на этом прекращают заботу об их воспитании. А вот в школах районов области, где уровень доходов населения ниже, лучше развито взаимопонимание, доверие и сердечность.
В Германии обратный процесс: гимназисты более сдержанно себя ведут, более воспитанны, чем ученики обычных учебных заведений.
По мнению Михаэля Херманна, действие насилия на подсознание немецких и российских подростков не имеет особых различий.
- Чем больше дети наблюдают картины жестокости в художественных фильмах, - говорит профессор, - тем больше они перестают ощущать эту проблему. Сцены в фильмах показаны страшнее, чем в реальности. И порой подростки пытаются воспроизвести, повторить их в жизни.
ЧТО ДЕЛАТЬ
По мнению Михаэля Херманна, на российском телевидении слишком много насилия не только в фильмах, но и в новостных программах. Жители Германии не могут представить то количество ужаса, катастроф, трупов, снятых крупным планом.
- У нас существует кодекс защиты жертв катастроф, - рассказывает профессор, - сочувствие и сострадание являются важными элементами поведения представителей СМИ. Журналистские и моральные кодексы охраняют страну от разрушения. В Германии сейчас практикуются радиопостановки, которые уводят детей от визуального восприятия. Ведь телевизионная картинка даёт нам образец, а радио заставляет работать фантазию.
По итогам исследований планируется выпустить методическое пособие с рекомендациями для учителей, родителей, политиков... В общем, для всех взрослых. В книге будет дана информация, как необходимо разговаривать с ребёнком о том, что показывают по телевизору, что происходит в реальной жизни; как уберечь детей от пагубного влияния.
КСТАТИ
В Германии практически нет межнациональных столкновений в среде молодёжи. У нас - сплошь и рядом. Немцы объясняют это “серьёзными болезненными трансформациями внутри российского общества”.