Оказывается, в Нижнем Новгороде из 6665 лифтов муниципального жилищного фонда 2283 отработали нормативный срок службы (он равен 25 годам) и подлежат немедленной замене или модернизации. Пользование ими сопряжено с риском для жизни.
- Мы уже не раз поднимали этот вопрос в мэрии, - рассказывает начальник отдела государственного строительного надзора МТУ Ростехнадзора по ПФО Евгений Зосимов. - Но муниципалитет не предпринимает адекватных шагов. Неужели обязательно нужно, чтобы произошла трагедия и кто-то погиб?
- Однако в ваших выкладках значится, что мэрия в 2003 году заменила 8 лифтов, в 2004-м - уже 30, в 2005-м - 45, в 2006-м - 59...
- На самом деле цифры не отражают действительного положения вещей. Число ежегодно обновляемых лифтов у нас стабильно ниже количества тех, нормативный срок работы которых истекает. К примеру, в 2006 году по сравнению с 2005-м число не подлежащих эксплуатации лифтов выросло на 189 штук. Сколько заменили? Всего лишь 59. Конечно, замена одного агрегата стоит около 900 тысяч рублей, но человеческая жизнь куда дороже.
Не менее значима проблема ремонта и технической эксплуатации лифтов. Сегодня в Нижнем Новгороде существуют несколько организаций, которые имеют разрешения на этот вид деятельности. Но утверждённый уровень тарифов низок, заработная плата в данных учреждениях невелика, и рабочие бегут оттуда при первой возможности. Это неизбежно ведёт к увеличению нагрузки на оставшихся и снижению качества ремонтов.
- В сложившейся ситуации при загрузке более 40 лифтов на одного электромеханика для наших ремонтников главное не устранить неисправности лифта, а, как они сами выражаются, “толкнуть” его, - утверждает Евгений Зосимов. - Допустим, выходит из строя система, контролирующая закрытие и открытие дверей. Электромеханик зачастую вместо того, чтобы сделать полноценный ремонт, просто “обходит” её, напрямую восстанавливая единство цепи. Но сама система остаётся в нерабочем состоянии, что крайне опасно.
В 2003 году, например, в городском геронтологическом центре на Верхневолжской набережной женщина машинально шагнула в пустую шахту, где не было лифта. Причина - неисправность системы безопасности, приводящая к открытию дверей при отсутствии кабины на этаже. Годом раньше в Московском районе лифт неожиданно тронулся, зажав коляску с ребёнком. Малыш погиб. Были и другие случаи. Это закономерный итог порочной практики недофинансирования и некачественных ремонтов. В такой ситуации невольно задаёшься вопросом: кто следующий?
Фото Татьяны БЫКОВОЙ, коллаж Михаила ГОРИНА
Перечень лифтов, которые подлежат ремонту или замене, в ближайших номерах “АиФ-НН”.