Времена нынче все-таки интересные. Сегодня был заложен первый камень в корпуса будущего крупного автосборочного комплекса компании «UTTECH» («Объединенные транспортные технологии»). Но я не об инвестиционном буме, а скорее о том, в каких новых идеологических условиях он происходит. Сначала сама официальная сторона вопроса:
На церемонию закладки площадью
Акционеры - Запорожский автомобилестроительный завод и Корпорация «Богдан». Инвестиции в само строительство автосборочного комплекса составят 470 млн. долларов. Плюс дополнительно 300 млн. долларов инвестиций принесет, как считает руководство области, полная локализация производства комплектующих на нижегородской земле.
Строительство нового автогиганта планируют завершить за 3 года. То есть в декабре 2009 года из цехов комплекса в Сошниках должны выйти первые новенькие автомобили. Производственные мощности завода позволят ежегодно выпускать 166 тысяч легковых авто моделей Chevrolet Lanos и Chevrolet Aveo (по лицензии General Motors), 6 тысяч автобусов «ISUZU» и 8 тысяч автобусных шасси, а также собирать 60 тысяч двигателей «ISUZU» для среднетоннажных грузовиков и тех же автобусов.
При выходе на проектные мощности на новом автосборочном комплексе будут трудиться до 10 тысяч человек. Причем губернатор В.Шанцев во время подписания трехстороннего Инвестиционного соглашения между Правительством Нижегородской области, Правительством Украины и администрацией Борского района, а также во время встречи с инвесторами договорился о том, что средние зарплаты на новом предприятии должны быть выше среднероссийских. Валерий Шанцев выразил особое удовлетворение в том, что украинские инвестиции пришли именно на нижегородскую землю, ведь известно, что украинская сторона рассматривала несколько вариантов вложения своих капиталов на территории России.
- Мы убедились, что в работе с инвесторами правительство Нижегородской области сумело создать систему, полностью исключающую формализм, бюрократизм и коррупцию. Именно поэтому мы и приняли решение направить инвестиции для создания столь мощнейшего автосборочного производства именно в этот регион, - подчеркнул глава украинской делегации Анатолий Головко.
Он также отметил, что помимо взаимной экономической выгоды от реализации этого проекта для нижегородской и украинской сторон, имеется еще и политическая составляющая. Дело в том, что Россия и Украина сегодня активно обсуждают вопросы тесного сотрудничества и в авиастроении (в будущем году, к примеру, на Украине в развитие этой отрасли планируют вложить 3 млрд. гривен). И старт инвестиционного проекта по строительству крупного автосборочного производства в Нижегородской области как раз накануне запланированного на 22 декабря визита на Украину Президента России Владимира Путина должен продемонстрировать российской стороне готовность Украины к сотрудничеству не на словах, а на деле. Во всяком случае «нижегородский проект» стал одним из крупнейших для украинского капитала в России.
- Здесь рядом находится Борский стекольный завод, скоро будет и Борский атомобильный. В итоге получится «борский Детройт», - сказал в своем выступлении депутат Верховной Рады Украины Петр Порошенко.
- «Нижегородский Дейтройт», - поправил украинского гостя Валерий Шанцев. – Ведь эти предприятия будут работать в регионе вместе с Горьковским автозаводом, Павловским автобусным, Заволжским моторным и другими автопредприятиями.
После сказанных слов честь открыть первый камень в основании строительство нового автозавода в Сошниках предоставили генеральному менеджеру проекта Василию Каплуну и главе Борского района Александру Киселеву. Когда покрывало с камня спало, собравшиеся увидели выбитые золотом на граните слова: «Этот камень положил начало объединению технологий, стремлений, ресурсов, знаний и опыта для строительства современного автомобильного завода. Мы создаем будущее уже сегодня».
Как пишет пресс-служба губернатора и правительства, «что же касается возможной конкуренции продукции будущего автокомплекса в Сошниках с автомобилями ГАЗа, то обе стороны сошлись во мнении, что проблем в этом вопросе быть не должно: продукция этих предприятий находится в различных модельных рядах и не пересекается на рынках сбыта».
На самом деле, это не совсем так. То есть, совсем не так. «ГАЗу», мягко говоря, не нужен Запорожский «Богдан» под боком, и PR-атаку он обеспечит. Впрочем, так родной завод ведет себя традиционно: не производство улучшаем, а PR-ом в мозгах российского обывателя нужную картину рисуем. Упрекнуть трудно – все так делают. Примечательно одно – времена нынче, действительно, не те: олигархическая система управления, когда власть в стране сращена и завязана на ФПГ (нефтяные, автомобильные, алюминиевые и пр.), потеряла силу. Прежние нижегородские руководители, работавшие в этой системе и ей подчинявшиеся, не рискнули бы привести сюда автозавод, бог весть, откуда. И не патриотичность тому причина. Влияние капиталистической элиты, лоббирующей свои интересы, было значительно. Скорее всего, «Богдан», действительно, не конкурент «ГАЗовской» продукции, но почему у последнего должны быть преференции? Это медвежья услуга. Тем более, что «ГАЗ» тоже открывает сборку. Значит, надеется все-таки на себя, а не на протеже во власти. И это, как говорится, радует.