Летом 1896 года гастрольная жизнь Нижнего Новгорода бурлила изобилием оперных постановок. Причиной стала XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка. За сезон для жителей и гостей города, съехавшихся на знаменитую Нижегородскую ярмарку, где проходила Выставка, было дано более ста тридцати спектаклей. Известный московский меценат Савва Мамонтов привез в Нижний Новгород труппу, возглавляемую Иоакимом Тартаковым. Ее гастроли открылись оперой «Жизнь за царя».
Сама история этой оперы – яркая страница в летописи российского театра. Почти 170 лет назад, 9 декабря 1836 года на сцене Петербургского Большого театра прошло ее первое представление.
На совещание позвали Пушкина и Жуковского
Как пишут историки, в 1835 году Василий Жуковский отправляет Александру Пушкину записку: “У меня будут нынче ввечеру, часов в десять, Глинка, Одоевский и Розен для некоторого совещания. Тут ты необходим. Приходи, прошу тебя. Приходи непременно”. В тот вечер они собрались, чтобы обсудить либретто оперы “Жизнь за царя”, которую сочинял Михаил Глинка. Автором либретто стал барон Георг фон Розен. Значительная часть музыки была написана Глинкой заранее, и Розену нужно было подделывать слова под музыку. По мнению самого Глинки, «барон Розен был на это молодец». Название же опере – «Жизнь за царя» - дал самолично император Николай I.
Успех был оглушительный. За три месяца опера была дана восемнадцать раз, а билеты "брались с боя". Глинка и барон Розен были удостоены чести получить похвалу и награды от государя императора.
Сам Глинка в одном из своих писем писал: "Я хочу, чтобы все было национальным: прежде всего - сюжет, но и музыка также настолько, чтобы мои дорогие соотечественники чувствовали себя дома".
П.И.Чайковский назвал произведение "первой и лучшей русской оперой ". Для многих поколений композиторов-классиков эта опера Глинки стала эталоном совершенства.
7 сентября 1842 года, шесть лет спустя после премьеры в петербургском Большом театре, опера прошла впервые в Большом театре Москвы.
2 октября 1860 года "Жизнь за царя" торжественно открывала новый театр в Санкт-Петербурге, названный по имени жены Александра II – Мариинским.
«Царя» убрал генералиссимус
В новой революционной России опера с таким названием, конечно, не могла идти. Сталин отверг либретто барона Георга фон Розена и распорядился переписать текст на советский лад. Это сделал поэт Сергей Городецкий. Теперь опера называлась "Иван Сусанин".
На сцене Нижегородского Академического Нижегородского Оперного театра им.Пушкина "Иван Сусанин" ставился пять раз ( 1940, 1950, 1954, 1971 и 1998 годах). Сегодняшняя постановка – шестая.
Театр неоднократно выезжал с этим спектаклем. В мае 1941 года этой оперой открылись последние предвоенные гастроли нижегородцев в Иванове. Там же, во время дневного представления "Ивана Сусанина", и началась для труппы Великая Отечественная Война. Действия спектакля не прекратилось, третий акт публика встретила с мужественным подъемом патриотизма.
С тех пор опера "Иван Сусанин" прочно вошла в "Золотой фонд" Академического Нижегородского Оперного театра им. Пушкина
С новым звучанием
2006 год для этого спектакля на нижегородской земле тоже можно назвать юбилейным – со времени первого спектакля прошло сто десять лет.
3 ноября, в преддверии Дня народного единства, на сцене театра вновь ожили хорошо знакомые образы. Это стало возможным благодаря инициативе губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, поддержанного Нижегородской Ассоциацией промышленников и предпринимателей во главе с Владимиром Лузяниным.
"Кто на Русь пойдет, смерть найдет!" По замыслу композитора, хор – такое же действующее лицо в опере, как и герои. Не случайно, он произносит первые и последние реплики в спектакле, словно обрамляя действие. Голоса хористов сливались в единый живой поток. Хоровые и ансамблевые фрагменты спектакля – одни из самых удачных в постановке. Несомненно, эта заслуга не только исполнителей, но и главного хормейстера заслуженного деятеля искусств Эдуарда Пастухова.
Художнику Евгению Спекторову и режиссеру - заслуженному артисту России Отару Дадишкилиани – удалось, кажется, невозможное: «советское» по своей сути либретто звучит органично несмотря на мотив христианства и веры.
Что же касается мастерства исполнителей главных партий в опере, то их имена говорят сами за себя. В заглавной роли в этот вечер выступил народный артист России Владимир Ермаков. В роли Собинина - заслуженный артист России Михаил Ларин, а Ваню – лауреат всероссийского конкурса Татьяна Гарькушова. Антониду на премьере исполнила Елена Мосолова.
Вершиной спектакля стал хоровой финал с участием почти всей труппы театра. Сверху сцену по-отечески укрывали мягкие драпировки российского флага, отчего атмосфера всеобщего праздника окрашивалась в патриотические тона Дня народного единства. Колокольный звон послесловия обрастал рукоплесканиями зрителей и криками "браво".
Наталья ДЗЮБО