Вадим Биберган, профессор, народный артист России, признался «АиФ-НН», почему ему дорого каждое созданное произведение, и рассказал об отношении к киномузыке.
15 «детей» Шостаковича
- Вадим Давидович, вы не так часто приезжаете в Нижний Новгород, помнится, впервые побывали четверть века назад.
- Это было связано с премьерой фильма «Мать», для которого я написал музыку. Частично эту картину так же, как и кинофильм «Васса», режиссёр Глеб Панфилов снимал в Горьком, и первыми зрителями фильма стали горьковчане-нижегородцы. Тогда же состоялось и моё знакомство с нижегородским русским народным оркестром: музыканты, не побоюсь этого слова, просто блестяще исполнили на премьере мою музыку.
- С тех пор в репертуаре оркестра появилось немало ваших сочинений, какие произведения вошли в нижегородскую афишу в этот раз?
- В афишу авторского концерта вошли инструментальные сочинения, хорошо знакомые нижегородцам, а также две премьеры. Впервые прозвучат музыкальные зарисовки «Маленький лорд» к повести английской писательницы Фрэнсис Бёрнетт и песня «Салют Победы», посвящённая 70-й годовщине окончания войны: её исполнит Виктор Ряузов, солист нижегородской оперы, лауреат Всероссийского конкурса.
- Вы работаете в разных жанрах: академическом, песенном, театральном, пишете музыку для кинематографа и русских народных инструментов. Что вам особенно близко и дорого?
- Мой учитель Дмитрий Шостакович, когда его спросили, какая из пятнадцати созданных им симфоний особенно дорога, ответил просто: «Если у вас пятнадцать детей, вы же не станете кому-то отдавать предпочтение. Дороги все». Готов подписаться под этими словами. Любой музыкант, развиваясь как творческая личность, проходит различные этапы формирования своих интересов. Малые и большие симфонические формы, мюзикл «Подающие надежду», более ста песен и романсов, театральная и киномузыка, наконец, музыка для русских народных инструментов - дорожу всем, что создано за долгую творческую жизнь.
- Вы много писали для театральных постановок, давно дружите с кинематографом. Число фильмов с вашей музыкой превысило 80, ваши мелодии звучат во всех киношедеврах режиссёра Глеба Панфилова.
- С Панфиловым дружу со школьных лет, мы вместе учились в Екатеринбурге, тогда ещё Свердловске. У нас совпадают эстетические позиции, единое понимание музыки, создаваемой к его фильмам. С ним легко и в то же время непросто работать. Бывает, что спорим, но всегда стараемся находить компромисс, без этого в творчестве нельзя. Начало сотрудничеству положила почти полвека назад самая первая картина режиссёра с необычным взглядом на Гражданскую войну «В огне брода нет», получившая главный приз - «Золотого Леопарда» на международном фестивале в швейцарском Локарно.
Звуки кино
- Что самое главное для вас в киномузыке? Сейчас для кино пишете?
- В конце прошлого года в издательстве «Композитор - Санкт-Петербург» вышла партитура для симфонического оркестра, где мы - пять учеников Дмитрия Шостаковича - отдали дань уважения и восхищения великому классику ХХ века. В области кино сейчас работаю редко. Год назад принял участие в работе над документальным фильмом «Ленинградка», посвящённом жизни и творчеству нашей замечательной поэтессы Ольги Берггольц.
К сожалению, в кино, на мой взгляд, роль музыки в последнее время значительно снизилась. Мы не можем вспомнить ни новых песен, сошедших с экрана и ставших подлинно народными, как песни Дунаевского, ни значительной концептуальной симфонической музыки, как, например, музыка Шостаковича в «Гамлете» или в «Короле Лире». Нередко музыкальная атмосфера кинофильма ограничивается довольно безликим звучанием синтезатора. Я часто задумываюсь о причинах этого явления - их множество, но не нахожу убедительного ответа.
- В третий раз вы проводите с Нижегородским русским народным оркестром авторские концерты, чем он вас покорил?
- В своём жанре он один из лучших в России. У нижегородцев высокий профессионализм, подлинная увлечённость своим делом, тонкая поэтичность, яркое, сбалансированное звучание оркестровых групп - черты, едва ли не самые главные в исполнительском почерке молодых музыкантов во главе с художественным руководителем и дирижёром, моим большим другом и единомышленником, народным артистом России Виктором Кузнецовым.