Пробег из Москвы в Нижний Новгород и финальные торжества на родине самой знаменитой из нижегородских машин ГАЗ-21 – это своеобразная эстафета во времени, призванная напомнить нашим современникам о высоком качестве и продуманной конструкции, которыми отличается газовская продукция, а также продемонстрировать возможности «Волги» первого поколения в заботливых руках. Любящие хозяева поддерживают старые «Волги» в отличном рабочем состоянии; в последнее десятилетие в России организовались клубы знатоков ГАЗ-21, постепенно организуется рынок отреставрированных «Волг». В пробеге принимают участие более 60 автомобилей из различных регионов России и стран СНГ. В автоколонне представлены «Волги» оригинальной заводской комплектации, а также значительно модернизированные машины.
После сбора на выезде из Москвы по Горьковскому шоссе (утро 18 августа) колонна «Волг» направилась к Нижнему Новгороду и прибыла туда во второй половине дня, по пути сделав остановку во Владимире. Вечером на площади им. И.И. Киселева (ДК «ГАЗ») состоится выставка-парад ГАЗ-21 и их модификаций; участников пробега поприветствуют Президент «ГАЗа» Николай Пугин, сотрудники автозавода, представители конструкторской школы «ГАЗ», ветераны, жители района и города. 19 августа участники пробега посетят Музей истории «ГАЗ», затем колонна двинется по улицам Нижнего Новгорода до площади Минина. На площади нижегородцы смогут пообщаться с участниками пробега, осмотреть легендарные «Волги».
Организацию мероприятия осуществляет общероссийский Клуб любителей ГАЗ-21 совместно с Горьковским автомобильным заводом, а также партнерами «ГАЗа» - Группой компаний «Фабрика чистоты» и «Корпус Групп-НН».
* * *
15 октября 1956 года на конвейере
Горьковского автомобильного завода были собраны первые легковые автомобили
ГАЗ-21 «Волга»
Этот автомобиль пришел на смену широко известной «Победе». «Волга» ГАЗ-21 была создана группой ведущих специалистов Горьковского автозавода: Н.И. Борисовым, А.М. Невзоровым, В.С. Соловьевым, Г.В. Эвартом, П.К. Лапшиным, М.С. Мокеевым и другими. Разработка дизайна проводилась под руководством Л.М. Еремеева.
Первая «Волга» по своему внешнему облику была необычна для того времени: смелые линии, целый ряд оригинальных декоративных элементов, облицовка радиатора с 16 вертикальными отверстиями (так называемая «акулья пасть»), с капота автомобиля взмывал хромированный олень, от него по центру к лобовому стеклу шел широкий молдинг.
Очень прочный и долговечный несущий кузов, мягкая подвеска, комфортабельный просторный салон с хорошим отопителем – представляли собой удачный пример конструирования. В отличие от предшественников пятиместный «седан» обладал лучшей обзорностью, благодаря большей площади остекления и установке гнутых лобового и заднего стекол.
Долговечность кузова достигалась благодаря применению прогрессивных технологий обработки и окраски поверхности. На «ГАЗе» был внедрен процесс бондаризации – ускоренного фосфатирования в специальном полуавтоматическом агрегате. Кузов «Волги» тщательно промывался горячим раствором фосфорно-кислых солей цинка в присутствии азотно-кислого натрия и углекислой меди. В результате на поверхности образовывалась мелкокристаллическая фосфатная пленка, защищавшая металл от коррозии. Для нанесения грунта вращающийся кузов погружался в окрасочную ванну. Применявшиеся технологии обеспечивали защиту от коррозии не только наружных, но и внутренних панелей, (которые при обычной обработке были бы недоступны).
На автомобиле ГАЗ-21 «Волга» были установлены:
трехступенчатая коробка передач с синхронизаторами на второй и третьей
передачах, имевшая привод на рулевой колонке; карданная передача с
промежуточной опорой; подвеска с телескопическими амортизаторами вместо
рычажных, бензобак емкостью
В 1958 году на международной выставке в Брюсселе, где были представлены лучшие образцы мировой индустрии, ГАЗ-21 «Волга» была удостоена «Гран-при».
Стильный дизайн, гармоничные пропорции, а также надежность и неприхотливость новой машины привлекали внимание как отечественных, так и зарубежных автомобилистов. «Волга» экспортировалась в 75 стран мира. В Бельгии ее окрестили «танком на колесах», в Финляндии и Норвегии – «танком во фраке». В Англии о ГАЗ-21 отзывались как о «рабочей лошадке».
За время производства «Волга» ГАЗ-21 неоднократно модернизировалась, изменялся ее внешний облик. Всего было разработано 53 модификации, отличавшихся по конструкции, по внешнему виду и даже по габаритным размерам. Наиболее распространенные – такси, универсал, санитарный. «Экзотические» варианты: ГАЗ-21 АЮ и ГАЗ-21 ГЮ – эксплуатировались в условиях тропического климата. «Волга» ГАЗ-23, предназначенная для спецслужб, за высокие технические качества была названа «волком в овечьей шкуре». При полном внешнем сходстве со стандартным автомобилем она оснащалась форсированным двигателем. ГАЗ-21 – была первым отечественным автомобилем, имевшим модификации с автоматической коробкой передач.
Последняя 21-ая «Волга» сошла с конвейера 15 июля 1970 года. За 14 лет было выпущено 638 875 автомобилей. За ГАЗ-21 последовали «Волги» ГАЗ-24, ГАЗ-3102, ГАЗ-24-10, ГАЗ-31029, ГАЗ-3110, ГАЗ-31105.