Примерное время чтения: 7 минут
194

Выбор за вами. Кто пойдёт работать на предприятия региона?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 25/03/2015
Виталий Колбасин / АиФ

Проблему подготовки технических кадров в регионе решают уже сегодня. Проводят профориентацию в школе, привлекая ребят в научные кружки. Но достаточно ли этого, чтобы удовлетворить кадровый голод? Кто будет поднимать промышленность региона?

Требуются кадры!

Самый сложный вопрос по окончании школы - чему и где учиться дальше, чтобы получить достойную работу и зарплату?

«Несмотря на кризис, есть острая нехватка рабочих на предприятиях региона. Мы не сможем закрыть потребности предприятий и в 2016-2017 гг. И это при том, что на заводах созданы хорошие условия, установлено современное оборудование, работодатели предлагают высокую зарплату и хороший соцпакет, - говорит Сергей Варакса, директор Нижегородского индустриального колледжа. - Кто устроился после техникума на завод, сейчас, как правило, очень доволен выбором профессии. Но в то же время много молодых ребят, которые не могут найти себя. Радует, что престиж среднего профессионального образования повышается, и пресса этому способствует. Меняется отношение ребят и их родителей».

Сегодня, по данным мин-образования региона, половина школьников после девятого класса поступает в техникумы.

«Традиционно нижегородские предприятия - это высокотехнологичные производства, которые требуют и специально обученных кадров. Поэтому в системе среднего профобразования особое внимание мы уделяем практике, обучению на тренажёрах и имитаторах современных станков. В наших ресурсных центрах студенты познают высокие технологии в реальном времени», - подчеркивает Илья Коршунов, заместитель министра образования Нижегородской области.

Ресурсные центры для подготовки высокотехнологичных кадров на базе техникумов и колледжей создают в Нижегородской области с 2007 года. Здесь готовят именно тех специалистов, в которых нуждается нижегородская промышленность. Уже работают 27 подобных образовательных кластеров, в этом году откроют ещё пять - в Арзамасе, Дзержинске, на Бору, а также в Приокском и Советском районах Нижнего Новгорода. Кстати, в городе химиков обещают готовить кадры и для зарубежных предприятий, работающих в регионе.

«В ресурсных центрах предприятия и учебные заведения вместе проводят кадровый аудит, выясняя, каких специалистов не хватает промышленности и как образовательное учреждение может помочь повысить эффективность производства», - рассуждает замминистра.

Такие центры подготовили в общей сложности 17,5 тыс. рабочих для высокотехнологичных производств. Ещё 17,9 тыс. человек там повысили свою квалификацию.

Решить на старте

Правильный выбор образовательной «траектории» - залог успеха в будущей профессии. И далеко не всем стоит гнаться за высшим образованием, считают эксперты.

«К сожалению, с тех пор как ребята начали поступать в вузы по результатам ЕГЭ, они далеко не всегда понимают, чего хотят. Порой это напоминает образовательный туризм (чем больше подано заявлений в разные вузы, чем лучше). Школы заняты подготовкой к ЕГЭ, родители погружены в свою работу, и ребёнку порой некому подсказать, - рассказывает Марина Бушуева, декан факультета довузовской подготовки НГТУ им. Р.Е.Алексеева. - Сами вузы начинают проводить профориентационные тесты, чтобы выявить способности абитуриента. Вообще не всегда выпуснику школы стоит сразу поступать в вуз. Если у человека есть склонность работать руками, ему лучше получить среднее профессиональное образование. В таких случаях мы сами убеждаем и родителей, и детей сначала поступить в техникум, затем, если будет желание и потребность, прийти учиться в вуз».

Сейчас у выпускников колледжей очень популярна образовательная траектория «школа - техникум - вуз»: более 1000 нижегородцев со средним профобразованием поступают в нижегородские высшие учебные заведения. Кстати, без ЕГЭ.

Кроме того, совсем скоро студент техникума сможет параллельно поступить в вуз и получить и прикладную рабочую профессию, и хорошую фундаментальную подготовку инженера. Экспериментальная программа только начинается, но, по мнению Марины Бушуевой, за ней будущее.

Заразить физикой

Эксперты замечают: сегодня в образовательный процесс активно включаются предприятия-партнёры. Они предоставляют для обучения производственные площади. И здесь работодатели играют роль наставников, а педагогами для студентов становятся сотрудники заводов.

«Продолжая традиции советских времён, предприятия пытаются воспитывать кадры со школьной скамьи. Кадровики ходят в школы, рассказывают о будущих условиях работы, проводят экскурсии, показывают, как интересно сегодня работать на производстве. И ребята откликаются. Работодатели взаимодействуют с техникумами и вузами: когда студент приходит на практику, ему назначают наставника, - говорит Ольга Атякина, начальник бюро профориентации и адаптации молодёжи Нижегородского авиа-строительного завода «Сокол». - Больное место современной системы школьного образования - слабая физика. Зачастую студенты, у которых в школе не было черчения, не умеют работать с чертежами. Эти недоработки видят и сами учебные заведения, и мы, работодатели, подбирая ребят на целевые места для обучения в вузах».

И вузы, и работодатели считают: как бы они ни вкладывались в профориентацию, как бы ни готовили кадры, без перемен в школе не обойтись.

«На встречах предприятий с родителями мы видим: мамы и папы, может, и рады отдать ребёнка в техникум или технический вуз, но школа, к сожалению, не даёт образования должного уровня по физике, математике, информатике. Интерес к этим предметам падает, ребятам кажется, что учиться на естественнонаучных специальностях сложно. Уровень физики такой, что даже в техникуме вчерашнему школьнику сложно справиться с учебной программой, - рассуждает Денис Замотин, зам. генерального директора Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей».

«Школа обязательно должна настраивать детей на выбор будущей профессии. И сейчас действительно не хватает технически ориентированных детей. Почему? Уровень подготовки по физике в общеобразовательных школах слабый. Это общероссийская проблема, - рассуждает Ирина Кучерова, директор нижегородского лицея № 38. - Нужна не только совместная работа школ, профессиональных учебных заведений, но и идеология государства в области профориентации школьников».

Не учебником, а роботом

Как увлечь детей физикой? Заинтересовать их может не учебник, а … робот! Чтобы ребята сами пробовали конструировать, мастерить, творить. Для этого есть различные кружки по робототехнике, лаборатории, проводятся фестивали, олимпиады, научные общества учащихся.

«Современные дети любят заниматься робототехникой. Начинается всё с маленьких роботов Lego и доходит до современных инженерных конструкций, с которыми занимаются старшеклассники. Занятия в лаборатории робототехники позволят ребятам познакомиться с профессией инженера и пройти весь производственный цикл - от идеи до её реализации. В вузах создают школьные исследовательские лаборатории - а это первый шаг в науку, возможность увидеть в действии современное лабораторное оборудование, - говорит Светлана Непокорова, зам.директора Поволжского центра аэрокосмического образования. - Ребятам нравится бывать на предприятиях, образовательные экскурсии помогают посмотреть им на процесс производства собственными глазами. Они видят, насколько там всё робототизированно, и чтобы устроиться на со-временный завод, нужно изучать такие дисциплины, как физика, математика и программирование».

Школьники сами говорят: физика должна быть интересной, наглядной, чтобы предметом хотелось заниматься.

«Меня, например, учитель физики привела в лабораторию по робототехнике. Теперь я точно знаю, что в будущем выберу техническую специальность. Эта сфера приносит реальную пользу людям и государству, да и зарплата там хорошая, - рассказывает Ярослав Королёв, девятиклассник из школы № 121».

«Я стану инженером на промышленном предприятии или конструктором, - рассказывает коллега Ярослава, девятиклассник Александр Парамонов. - Мой совет старшеклассникам - определиться с будущей профессией, прислушиваясь к своим желаниям и способностям, не поступать в вуз наугад. И непринципиально, каким в итоге будет ваше образование - техникум или вуз».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно