Примерное время чтения: 6 минут
204

Сразу к делу: как учить, чтобы не переучивать?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 26/02/2014
Леонид Топровер / АиФ-Волгоград

Как готовят профессиональные рабочие и инженерные кадры для промышленности? Смогут ли выпускники колледжей и вузов трудиться на высокотехнологичном производстве?

Старая новая система

Главная цель учебных заведений - дать образование, нацеленное на практику, отвечающее потребностям времени. Для этого открывают ресурсные центры в техникумах и базовые кафедры вузов на предприятиях. Появился прикладной бакалавриат в университетах. А совсем свежее федеральное изобретение - система дуального образования. Нижегородская область вошла в десятку российских регионов-«пилотов», где систему внедрят в первую очередь.

По словам Ильи КОРШУНОВА, замминистра образования области, уже несколько лет в регионе модернизируют профессиональное образование. Созданы 8 центров компетенции для подготовки кадров машиностроительной отрасли. Открыты 14 инновационных ресурсных центров подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных производств. В 2013 году регион выиграл федеральную субсидию. Она пошла на систему подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса, причём главное направление программы - противовоздушная и противоракетная оборона. Так что проект дуального образования будет продолжением хороших традиций.

Принцип дуального образования таков: обучают не только в стенах учебного заведения, но и на предприятии.

- Главная задача - подготовить высококвалифицированные кадры, которых как раз не хватает предприятиям. Ориентация на практику, на производство для нас не нова, - говорит Сергей ВАРАКСА, директор Нижегородского индустриального колледжа. - Важно, чтобы выпускник сразу после учёбы начал работать, чтобы его не пришлось доучивать и переучивать.

- У каждого предприятия своя специфика. И система подготовки на производстве очень важна, - подчёркивает Ирина КОРМЩИКОВА, директор Нижегородского радиотехнического колледжа. - Колледж даёт общую теоретическую подготовку, а узнать все секреты производства можно только на месте. Кроме того, на высокотехнологичном производстве специалисты получают дополнительную квалификацию, новые компетенции.

Бизнес диктует

Задел для дуального образования уже есть в ресурсных центрах, созданных на базе нижегородских техникумов. Здесь новые классы, современные лаборатории - всё для подготовки кадров ведущим предприятиям.

- Для сотрудничества с бизнес-сообществом в техникумах разрабатывают интегрированные учебные планы, - говорит Елена МИТРОХИНА, замдиректора Перевозского строительного колледжа. - Оптимально готовить кадры под заказ конкретных работодателей. К примеру, сейчас строительный бизнес диктует условия: выпускник колледжа должен иметь не только специальность, но и рабочие компетенции - дорожнику нужны навыки оператора катка.

Учебные заведения кивают на работодателей - без их помощи и материальных вложений эффективного образования не получится! Есть ли у промышленников такие ресурсы?

- Образование, ориентированное на практику, - дорогое удовольствие. Оборудовать одно рабочее место для студента по системе дуального образования - это десятки миллионов рублей, - констатирует Михаил СИВОВ, директор Сормовского механического техникума.

- Техническое образование невозможно без практики. Здесь требуется воля работодателя - вложения в образовательный процесс нужны достаточно серьёзные, - рассказывает Евгений ИВАШКИН, проректор по учебной работе НГТУ им. Р.Е.Алексеева. - На крупных предприятиях региона создают базовые кафедры университетов, их возглавляют руководители заводов или их ведущие сотрудники. Бакалавр с 3-4-го курса получает рабочее место, должность техника и решает производственные задачи. После окончания университета он приносит диплом в отдел кадров и продолжает работать.

- Для сельского хозяйства невозможно подготовить специалиста, не взаимодействуя с предприятиями, особенно если у техникума нет собственного учебного хозяйства. Студенты проходят практику не только в Нижегородской области, но и ездят в соседнюю Кировскую, - говорит Евгений МАЛЫШЕВ, замдиректора по производственному обучению Шахунского агропромышленного техникума.

- Конечно, работодатель не должен стоять в стороне, - уверен Сергей Варакса. - Но пока только крупные предприятия готовы принимать участие в обучении кадров. На это нужны большие деньги, и не все готовы их тратить. Но предприятия понять можно - до сих пор Госдума не приняла закон о преференциях для компаний, участвующих в системе обучения кадров.

Наши промышленники не готовы вкладываться, поэтому в процесс подготовки кадров включаются иностранные инвесторы.

Фото: АиФ

- С 2014 года в Нижегородской области реализуют программу подготовки кадров для инвестиционных и инновационных производств. Та же цель - у проекта дуального образования, - рассуждает Наталия СИЛЬВЕСТРУК, директор Дзержинского технического колледжа. - В регион идут зарубежные инвесторы, открываются совместные предприятия с новыми технологиями, с новой организацией труда. Им нужны хорошо подготовленные кадры. И нам есть чему у них поучиться. Так что работодатели, в том числе иностранные, активно включаются в проект.

… По мнению экспертов, главный вектор карьеры сейчас - непрерывное профессиональное образование: техникум - вуз - предприятие. По мнению Ильи Коршунова, символ нового времени - рабочий, который хорошо зарабатывает и идёт в вуз, чтобы получить профильное высшее образование. Вовсе необязательно бежать за абы каким высшим образованием, если есть возможность получить сначала среднее профессиональное. Кстати, и ЕГЭ в техникум не надо сдавать…

Мы ищем рабочих!

По оценкам аналитиков, в Нижегородской области постоянно растёт дефицит рабочих кадров. Что же получается, на заводах скоро будет некому работать?

Промышленности региона требуются квалифицированные рабочие кадры. По данным рекрутингового сайта Rabota.ru, в январе 2014 года, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года количество вакансий выросло на 14,43%. Темпы роста приличные - с каждым месяцем рабочих требуется всё больше и больше в среднем на 12%.

Профессия «Инженер» в 2013 году входила в число пяти наиболее востребованных (у работодателей - на втором месте, у соискателей - на четвёртом месте).

На настоящий момент среди работодателей наиболее востребованы - операторы, инженеры-конструкторы, инженеры-монтажники, электрики, рабочие на производство. А вот соискатели хотят больше всего работать инженером-конструктором, инженером-технологом, начальником производства.

Эксперты констатируют: зарплата квалифицированного рабочего может быть выше зарплаты инженера, всё зависит от компании и направления производства (в некоторых организациях оклад выше на 22%). Средняя зарплата у квалифицированного рабочего - от 18 000 руб. до 35 000 руб., у инженера - от 20 000 руб. до 35 000 руб.

По прогнозам аналитиков, в 2014 году обострится конкуренция за рабочие места на производстве - за 2013 год база резюме выросла на 54%.

Топ-5 профессий в промышленности:

- инженер-конструктор

- монтажник

- разнорабочий

- начальник производства

- водитель

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно