Один из вариантов устроиться на работу по специальности - пойти учиться на базовую кафедру. Выпускники вузов сбились с ног в поисках работы, а предприятия не могут найти себе квалифицированные кадры. Как решить эту дилемму, рассуждают наши эксперты.
Пора включаться
Засилие экономистов и юристов привело к тому, что технических специалистов отечественной промышленности не хватает катастрофически.
- Сегодня промышленные предприятия, технологические компании испытывают кадровый голод. Среди причин - и демографический спад, и менталитет молодого поколения, рождённого в 90-е годы. Сейчас молодёжь не стремится на производство, - констатирует Игорь Захаров, начальник сектора программ среднего и высшего профобразования, подготовки научно-педагогических кадров министерства образования региона. - В Нижегородской области только треть всех старшеклассников сдаёт ЕГЭ по физике. Это в среднем 5000 человек из 15 тысяч выпускников школ, в то время как промышленности региона нужно гораздо больше работников. Последние три года нижегородские школьники ориентируются в основном на гуманитарные специальности.
Поэтому, по мнению эксперта, основная задача и вузов, и предприятий - переориентировать ребят, мотивировать их поступать не на гуманитарные специальности, а на технические направления, где уже во время учёбы студент выходит на производство, узнаёт профессию изнутри. И уже на старших курсах трудоустраивается. В этом могут помочь базовые кафедры.
- Базовые кафедры создаются на ведущих высокотехнологичных предприятиях. Благодаря этому вуз привлекает промышленный потенциал в учебный процесс. Ведущие сотрудники компаний читают студентам лекции, знакомят их с последними технологиями, материалами, самым передовым оборудованием. Разве может вуз позволить себе построить атомный реактор - с его работой наши студенты могут познакомиться только на предприятии, - говорит Евгений Ивашкин, проректор по учебной работе Нижегородского технического университета.
По словам Валерия Дробышевского, помощника гендиректора по связям с учебными заведениями ОАО «НАЗ «Сокол», обучаясь на базовой кафедре, студент работает на предприятии техником-технологом, техником-конструктором, получает зарплату, дополнительную стипендию.
- Крупные предприятия давно имеют налаженные связи с учебными заведениями, воспитывают кадры под задачи конкретного производства. Поэтому когда компании сетуют на то, что вузы у нас не умеют готовить специалистов, этим предприятиям пора включиться в образовательный процесс, - считает Андрей Свеженцев, директор Центра развития Саровского инновационного кластера. - Не должны оставаться в стороне и малые инновационные предприятия, для которых дефицит кадров стоит особенно остро. Нужно воспитывать технических специалистов со школьной скамьи.
Не дотянули
Базовые кафедры для предприятий - это один из выходов по решению вопроса кадрового голода. А готовы ли сами абитуриенты учиться здесь?
- Создание базовых кафедр на предприятии имеет большое значение - современное высокотехнологичное оборудование, инновационное производство требуют специалистов новой квалификации. Но возникают проблемы с уровнем подготовки абитуриентов, поступающих на базовые кафедры, - говорит Вадим Садовский, замначальника расчётно-аналитического отдела ОАО «ЦНИИ «Буревестник». - К сожалению, современная система поступления в вузы не даёт возможности собрать полную информацию об абитуриенте, оценить его возможности - в итоге на базовую кафедру поступает 18 человек, к пятому курсу остаётся 6. Ребята подчас идут на предприятие немотивированные. Предприятие должно включаться в процесс отбора абитуриентов, а не только получать «готового» студента по результатам ЕГЭ.
Промышленники сетуют на реформу системы образования и в школе, и в высших учебных заведениях.
- В современных школах очень низкий уровень преподавания физики и математики. Осталось мало профильных технических классов. ЕГЭ - это борьба с коррупцией, но не борьба за знания, - говорит Валерий Дробышевский. - Другая проблема - это двухуровневая система высшего образования. Ну какой из бакалавра инженер самолёто- или ракетостроения или пушечного вооружения.
Соглашаются с промышленниками и представители вузов. По словам Евгения Ивашкина, высокие баллы по Единому госэкзамену ещё не гарантируют, что в вуз придёт студент мотивированный, с творческим техническим мышлением, который любит конструировать. А ведь такому школьнику базовые знания заложи - и он готовый инженер. Возможно, портфолио абитуриента, которое старшеклассники будут собирать в следующем году для поступления, со всеми их наградами и достижениями, прольёт свет на таланты и пристрастия будущего студента.
- А пока абитуриенты поступают в 5 вузов на 3 направления в каждом и порой даже не помнят весь перечень специальностей, куда они подали документы, - констатирует проректор. - Такие ребята, как правило, не доучиваются до пятого курса: некоторые выбрали не свою профессию, кому-то стоило среднее профобразование предпочесть высшему и быть востребованным рабочим.
Бегом от угрозы
Где же выход? Базовые кафедры - всего лишь один из путей решения проблемы. По мнению промышленников, нужно возрождать систему распределения, чтобы студенты, которые учатся на бюджетном месте, как говорится, за деньги налогоплательщиков, отрабатывали после вуза несколько лет по специальности, а не шли в менеджеры. Тогда и у предприятий не будет такого кадрового голода.
- Но при системе распределения для молодого сотрудника должны быть созданы достойные условия, включая зарплату. Иначе мы получим не специалиста, а раба на 3 года, - подчеркнул Игорь Захаров. - Нам нужно с раннего возраста привлекать детей к техническим специальностям. Ситуация с нехваткой технических кадров в области тяжёлая, она угрожает экономической безопасности региона. Если сейчас не предпринимать необходимых шагов, завтра наши предприятия останутся вообще без кадров.
И студент, и конструктор
Может ли вуз устроить студента на работу по специальности? Может - отвечают в Нижегородском государственном техническом университете им. Алексеева. Более того, политеховская молодёжь со старших курсов у работодателей нарасхват.
Можно ли быть одновременно и студентом, и техником? Можно ли написать диплом и сразу воплотить его идеи на производстве? Можно, если ты учишься на базовой кафедре в НГТУ.
Можно без преувеличения сказать, что базовые кафедры открывают новые карьерные горизонты для молодёжи. По словам ректора технического университета Сергея Дмитриева, учебный план на базовой кафедре неразрывно связан с производством:
- В университетской аудитории студент изучает теорию, фундаментальную основу, а на предприятии конструирует, проектирует, одновременно выполняя и учебную лабораторную работу, и конкретное производственное задание.
Создание базовых кафедр в университете имеет давнюю традицию. Первая кафедра открылась в ЦНИИ «Буревестник» в 1984 году. Всего в НГТУ в настоящее время работают 12 базовых кафедр на ведущих высокотехнологичных предприятиях региона - НИИ измерительных систем им. Седакова, ОКБМ, Нижегородской инжиниринговой компании «Атомэнергопроект» и др. Вуз ведёт переговоры по созданию ещё четырёх (идут переговоры с НМЖК, компанией «Меra», Сбербанком и Лукойлом).
Главная цель работы базовых кафедр - гарантированное трудоустройство молодого специалиста. Студент с третьего курса несколько дней в неделю проводит на предприятии, решает конкретные производственные задачи - он с головой погружается в специфику отрасли. И с лёгкостью рассуждает: « У нас в артиллерии…» или «У нас в атомной промышленности…».
- Мы хорошо понимаем главную задачу нашего университета - подготовить специалиста, который будет востребован и за самое короткое время адаптируется на производстве, включится в работу, - подчеркнул ректор.
Вполне очевидно, что ребята, которые учатся на базовых кафедрах и с третьего курса трудоустроены, проблем с работой не имеют и по окончании НГТУ - они просто приносят диплом в отдел кадров предприятия и продолжают трудиться.