Примерное время чтения: 8 минут
521

Где ты, сестра? Куда уходят медицинские работники

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 04/03/2015
Ксения Железнова / АиФ

Специалистов, призванных заботиться о пациентах, не сышешь днём с огнём. Почему же самые человеколюбивые профессии оказались не в фаворе?

Санитарке не до вас

32-летняя Надежда Имбирёва попала в одну из нижегородских больниц с аппендицитом. Операция была простая, и встать с постели женщина смогла почти сразу. Чего не скажешь о соседках по палате. Одна из пациенток после сложнейшего хирургического вмешательства практически не ходила и вынуждена была постоянно просить помощи у подруг по несчастью. Добрые люди выносили судно, помогали женщине подняться, приносили еду из столовой. Когда больная смогла ходить - водили по длинному больничному коридору на прогулку.

А рассчитывать на помощь санитарок просто не приходилось. Старшая медсестра даже родственникам совсем лежачих больных заявила: «Санитарка на хирургическое отделение одна, и у неё, кроме вас, полно работы». Чего ж человека по пустякам беспокоить?

«Меня после операции до палаты в паре с санитаркой транспортировал анестезиолог, - вспоминает Надежда. - Я женщина крупная, думала, поэтому на помощь позвали мужчину. Только потом оказалось, что больше этого делать некому. Чем дольше я лежала в больнице, тем яснее становилась, как велик дефицит младшего медицинского персонала. Я, конечно, человек небрезгливый, мне несложно помочь соседкам по палате, но не все же такие! И не обязан человек после операции утки за кем-то выносить. Получается, пациент в стационаре может полностью остаться без помощи?»

Кстати, родственников тяжёлых больных врачи сразу предупреждали: за такими пациентами семья должна ухаживать круглосуточно. Можно самим в больнице дежурить, можно нанять за деньги специальных людей. Так что, кроме больных, в стационаре постоянно находились добровольные помощники из числа родственников.

Фото: АиФ

Кто работать будет?

Как известно, в Нижегородской области продолжают оптимизировать систему здравоохранения.

«В результате в регионе не сокращаются специалисты, не закрывается ни одна больница, также сохраняются фельдшерско-акушерские пункты, врачебные амбулатории, участковые больницы», - не раз подчёркивал Геннадий Кузнецов, министр здравоохранения Нижегородской области.

В стационарах сокращают койки круглосуточного пребывания, но больше становится кабинетов врачей общей практики, кабинетов реабилитации и паллиативной помощи в поликлиниках. Проблема в том, кто там будет работать - нет ни врачей, ни сестёр, ни медбратьев. Зато людей с медицинским образованием легко встретить на любой другой работе.

«Я окончил медико-профилактический факультет вуза, мог бы стать помощником санитарного врача, но по специальности не работал ни дня. Ещё во время практик выяснил, какая меня ждёт зарплата, и пошёл продавать медикаменты, - говорит нижегородец Андрей. - Больше половины моей учебной группы приняли такие же решения. А кто-то уехал работать на село и решил войти в программу господдержки».

Специалисты говорят, что в кадровом вопросе сейчас и вправду есть перекос. Удивительно, но факт: в районах области дела с персоналом лучше, чем в областном центре.

«Раньше, когда мы с ребёнком приходили к окулисту, рядом с ним всегда сидела медсестра. Заполняла карточки, не поднимая головы, строчила какие-то бумаги, - вспоминает Татьяна Миронова, многодетная мама. - А последнее время врач всегда одна. Посмотрит бегло ребёнка - и писать. Оно и понятно - дел много, за дверью очередь в несколько десятков людей. Но получается, что страдают-то пациенты: у врача теперь на осмотр вдвое меньше времени. Легко пропустить важные симптомы».

«Я не могу говорить о межрайонных центрах, но в поликлиниках качество медицинской помощи заметно ухудшилось, - рассказала врач амбулатории из Нижнего Новгорода, пожелавшая остаться неизвестной. - Цены на всё выросли, а зарплата - нет. А нагрузка на медиков всё больше и больше. Кадров остро не хватает! Так плохо ещё никогда не было».

«Не считаться с нами нельзя!»

Татьяна Поздеева, декан медико-профилактического факультета и факультета высшего сестринского образования, зав. кафедрой организации здравоохранения Нижегородской государственной медакадемии, д.м.н., профессор:

«Мы с врачами делаем общее дело. Более того, представительство медицинских сестёр во всех учреждениях в четыре раза выше, чем представительство врачебных профессий. Не считаться с нами ни государство, ни общество не могут».

Сегодня мы говорим об увеличении профилактической направленности и повышении качества и доступности медицинской помощи. Это прослеживается во всех документах, включая последний план реорганизации системы медпомощи в государстве.

На рабочих местах у нас сохраняется огромный дефицит кадров, как врачебных, так и сестринских. Дефицит первых в среднем по области - 15%, сестёр - около 7-8%. Это более-менее нормально, однако нехватка докторов всегда провоцирует и нехватку прочих категорий медперсонала.

Как можно принять на работу медсестру, если, к примеру, в поликлинике нет врача-специалиста? Сестра не может заменить доктора, однако может взять на себя некоторые функции врачебной должности, а именно - профилактическую работу. Средний медицинский персонал сегодня - единственный ресурс для реализации этого направления госполитики.

Ведущий метод профилактики - диспансеризация. Но это не только осмотры, но и активное наблюдение, лечение и оздоровление населения. Наша главная цель - снижать смертность от «страшной четвёрки»: сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии, хронических болезней лёгких и сахарного диабета. Информировать и мотивировать население, вести осмотры, диспансерное наблюдение, формировать здоровый образ жизни - это наши медицинские задачи.

Конечно, чтобы сестра могла вести эффективную профилактическую работу, её этому нужно учить. Сейчас у нас мало специально подготовленных кадров и нет системы подготовки кадров для профилактической работы в целом, она только строится.

Почти не ведут научных изысканий по сестринским профилактическим технологиям. Пальцев одной руки хватит, чтобы их пересчитать!

А ведь нужна ещё система адаптации выпускников на рабочем месте, чтобы они не сбежали, и регулирование отношений в трудовом коллективе. К сожалению, там немало конфликтов, а работа тяжёлая…

«Показатели настораживают»

Людмила Поклад, главный специалист по сестринскому делу ПФО, директор Нижегородского областного центра повышения квалификации специалистов здравоохранения:

- Проблема дефицита среднего медперсонала есть во всех регионах России. В Нижегородской области в 2009-2013 годах работающих специалистов стало меньше на 1171 человек - на 4%. И показатель обеспеченности населения средним медицинским персоналом за пять лет тоже снизился - с 92,6 до 87,4 на 10 тыс. населения. Это связано с оттоком кадров из государственных учреждений и службы в целом.

Конечно, на работу приходят и новые люди. В 2014 году медицинские учреждения приняли на работу 997 человек среднего медперсонала, в том числе 688 молодых специалистов со стажем работы не более трёх лет. В некоторые больницы впервые трудоустроилось больше людей, чем уволилось. Например, в Выксунскую центральную районную больницу в прошлом году пришли работать 62 человека, а уволился 41. Впервые за три года динамика оказалась положительной. Раньше она была отрицательной.

Хуже всего укомплектованы сестринскими кадрами лечебные учреждения Нижнего Новгорода. Ниже всего этот показатель в детских поликлиниках (от 50 до 60%), в областной и городской детских больницах, а также в инфекционной и психиатрической службах города. В прошлом году укомплектованность кадрами несколько выросла, но, думаю, что из-за сокращения мест, а не потому, что в больницы и поликлиники пришли новые сотрудники.

Стабильно не испытывают дефицита кадров некоторые центральные районные больницы - в первую очередь те, рядом с которыми есть медицинские колледжи. Это арзамасское, лукояновское, ветлужское направление. А в том же Кстовском районе, например, стабильный дефицит медсестёр.

Кого нам не хватает? В целом, специалистов, сведущих в сестринском деле, в лечебном деле, в лабораторной диагностике. Кроме того, у нас острый дефицит специалистов в анестезиологии и реаниматологии, операционном деле, рентген-лаборантов, диетологов… Такая ситуация сохраняется на протяжении нескольких лет.

В 2014 году учреждения среднего профессионального образования региона выпустили 1378 специалистов, а за пять лет мы лишились примерно 1200 человек. То есть одним выпуском можно было бы покрыть имеющуюся нехватку! Но этого из года в год не происходит.

Причин много. Основные - низкий уровень зарплат и низкая социальная защищённость специалистов, работающих в бюджетных организациях.

Как исправить ситуацию? В первую очередь нужно повышать адекватность оценки оплаты труда сестёр, оптимизировать штатные расписания, рационально расставлять кадры на местах, разработать правила общения с пациентами. Кроме того, нужно и дальше внедрять компьютерные технологии, в том числе и в подготовку специалистов. Всё это сразу повысило бы качество сестринской помощи.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно