«Ничто не предвещало беды»
На Окском съезде у Мемориального комплекса памяти погибшим пожарным уже в 36-й раз собираются люди, которые хорошо помнят тот обычный воскресный день 1 августа 1977 года, когда случилась трагедия на нефтеналивном танкере ТН-602.
В два часа ночи к причалу Сормовской нефтебазы прибыл танкер ТН-602 c этилированным бензином. Через шесть часов у танкера стал отказывать двигатель. Механик попытался устранить неисправность, но вскоре в машинном отделении прогремел взрыв, и начался пожар. Почти сразу сообщение о пожаре поступило на центральный пункт пожарной связи. На помощь терпящим бедствие речникам выехали 14 отделений на пожарных автонасосах и автоцистернах, 4 автомобиля пенного тушения, 2 пожарных катера и 4 теплохода.
Юрию Бердышеву в ту пору было всего 18 лет. Он как раз заступал в караул, когда прозвучала тревога. Когда он с отделением ехал на место происшествия, никто не догадывался, с чем им придется столкнуться. «Ничто не предвещало беды, - вспоминает Юрий Бердышев, - Вызов как вызов, такие каждый день происходят. Но когда мы приехали к месту, где стоял танкер, то увидели страшную картину: на берегу лежал обгоревший человек. Это был механик с танкера, который пострадал первым. Речники сначала тушили пожар своими силами, но увидели, что не справляются и вызвали пожарную охрану. Наши подразделения прибыли вовремя и начали тушить горящий танкер. Было очень жарко от пламени, глаза разъедал дым».
Менее чем через час пожар удалось локализовать. Но пожарных беспокоила ситуация в машинном отделении, где время от времени происходили вспышки и хлопки горючих газов.
«Танкер был залит водой и пеной, - рассказывает Бердышев. – Не только огня, даже дыма уже почти не было. Наши люди вошли вовнутрь танкера. И тут раздался чудовищный взрыв. Многие погибли тут же, некоторые падали в воду прямо в горящий бензин. Мы с моими товарищами получили сильные ожоги, но от шока не сразу поняли, что произошло».
Видимо, концентрация паров бензина послужила причиной взрыва такой силы, что танкер разорвало на две половины, и его корма затонула. От взрыва погибли 24 сотрудника пожарной охраны и 9 человек плавсостава, которые тушили пожар. Еще 28 человек получили травмы и ожоги.
Все погибшие на танкере пожарные были награждены орденами «Знак Почета» посмертно. И только двадцать лет спустя на месте последнего боя героев-пожарных открыли памятный обелиск, на котором золотыми буквами высечены их имена.
«Они были такими молодыми»
Родные, близкие и товарищи погибших пожарных возлагают красные гвоздики к памятному обелиску. Многие не могут сдержать слез: прошедшие десятилетия не смогли ослабить боль утраты. Вдова погибшего капитана Юрия Голышева, Наталья Ивановна, пришла почтить память мужа с дочерью Еленой. Девочке было всего 4 года, когда ее 28-летний отец ушел на работу и не вернулся. «Юра ведь мог и не выйти по вызову, он же к тому времени службу закончил, - вспоминает, трудно подбирая слова, Наталья Ивановна, - Но у него был такой характер, что он не мог остаться в стороне. Муж перепрыгнул с пожарного катера на танкер почти перед самым взрывом. Его потом подняли из воды третьим. У Юры было 90 процентов ожога тела».
Друг Юрия Голышева, ветеран пожарной охраны Алексей Староверов, на митинге памяти находит много теплых слов о своих погибших товарищах, а Юрию он посвящает одно из своих стихотворений. «Беспокойный такой и хороший, еще жить бы ему и жить, по-есенински ладный, пригожий, он душой не умел тужить» - звучат над обелиском стихотворные строки о друге. Звучат, как реквием по каждому из погибших в тот обыкновенный августовский день.
Рафаэль Гареев с сыном Артёмом пришел вспомнить своего отца, погибшего при тушении танкера. Его отцу Рашиту Валиевичу было всего 27 лет. Пятилетний Рафаэль так и не дождался его тем августовским днем. «Я хоть и был мал, но помню отца, - волнуясь, говорит Гареев. – Помню, как приходил к нему на работу в пожарную часть и играл его блестящей каской». Вот уже 23 года Рафаэль Гареев, удивительно похожий на своего отца, работает респираторщиком в 62-й пожарной части федеральной противопожарной службы в городе Дзержинске Нижегородской области.
«Почти все они были молодыми, у многих остались семьи, дети, - говорит Евгений Потапов, председатель ветеранской организации Главного управления МЧС по Нижегородской области. –На том пожаре погибла вся моя оперативная группа: Борис Добряев, Александр Копытов и Игорь Пьянков. Я в то время был в отпуске. Ровно три часа. А потом прибыл посыльный с известием о взрыве на танкере. И мне пришлось весь день заниматься оповещением жен и родственников погибших. Не сразу и не всех, кто погиб, мы нашли. Восемь человек оставались в трюме, а остальных далеко отбросило взрывом. В течение всего августа мы поднимали погибших из реки и хоронили. Мы с товарищами тогда поклялись, что будем чтить память наших друзей».
Пожарные сдержали свое слово. Более трех десятилетий 1 августа они собираются у обелиска, чтобы вспомнить тех, кто до конца остался верен своему долгу.