В канун юбилея о героизме летчика говорили с экранов телевизора, писали в газетах, рассказывали чиновники, вспоминали очевидцы. Однако насколько это было интересно нижегородской молодежи? И если бы не праздник, вспомнили бы молодые о Чкалове?
Между циником и суперменом
Проблема патриотического воспитания не всегда стояла остро. Во времена Советского Союза, когда идеологическая машина работала на полную мощность, воспитание патриотов ставилось во главу угла.
- Я искренне завидую тем людям, которые жили во времена Чкалова, - говорит член Совета Федерации от Нижегородской области Валерий ШНЯКИН. - Такие люди, как Чкалов, поставили «на крыло» десятки тысяч молодых людей. Нам завидовали все другие страны. К сожалению, эта пора закончилась.
В 1990-х у молодёжи появились новые герои - порой жестокие, умеющие держать в руках оружие, супермены и инфантильные циники. Земляки, совершившие подвиги не на киноэкране, а в жизни, отошли на задний план.
Авиация - наркотик
Спустя 20 лет ситуация изменилась не сильно. Так ли эффективны уроки краеведения, экскурсии в музеи, визиты ветеранов в школы? Ведь речь о поколении, воспитанном на фэнтези и компьютерных играх.
- Всё это - только капли в море, - считает председатель нижегородского совета ветеранов военной службы, генерал-майор авиации Геннадий СОКОЛОВ. - Я вот был простым парнем из рабочей семьи, пошёл в аэроклуб. Никаких денег мне было не надо! Меня там кормили и давали летать. Авиация - она как наркотик, не оторвёшься. Не нужны ни пиво, ни танцы.
«Где джойстик?»
Как же вернуть молодёжи патриотическое настроение? Эксперты сходятся во мнении: нужна разумная и целенаправленная государственная политика.
В регионе реализуется стратегия молодёжной политики. Сотни молодых людей принимают участие в проектах молодёжного парламентаризма, работе поисковых отрядов, всевозможных школах, форумах, семинарах, спортивных событиях. Возрождаются нормы ГТО.
Основа подхода к молодёжи в том, чтобы чётко попасть в интерес.
- Логотипы для Чкаловских дней разрабатывали учащиеся факультета дизайна нашего художественного училища, - поясняет замминистра культуры Нижегородской области Алла ЗАБЕГАЛОВА. - Им пришлось досконально вникнуть в тему. Если молодёжь заинтересована, она будет участвовать во всём с удовольствием и бесплатно.
С другой стороны, чтобы молодёжь знала своих героев в лицо, наша задача - сохранить это лицо. Наши музейные работники самые главные люди в этом процессе, они ведут работу каждый день.
- Мы стараемся заинтересовывать посетителей с самого маленького возраста, - рассказывает директор музея Валерия Чкалова Ирина ЗАХАРОВА. - Когда у ребят появляется шанс прикоснуться к истории - в буквальном смысле потрогать экспонаты, это вызывает массу восторга. Например, подержать в руках копеечку 1937 года, за которую Чкалову в Америке предлагали $100, заглянуть в кабину АНТ-25, на котором совершался знаменитый перелет. Так и рождается патриотизм.
- Молодёжь сейчас шибко умная, всё знает из Интернета, - подтверждает заслуженный военный летчик России, полковник запаса Николай ДУНЮШКИН. - Мой внук дома летает - играет на компьютере, с джойстиком. Приехали в Чкаловск, залезли в самолёт АНТ-25. Внук мне и говорит: «А как же здесь летать-то, приборов-то нет! Где джойстик?» Вот так у него родился неподдельный интерес к технике. А от него и до патриотизма недалеко!
«Не совсем по доброй воле»
Алексей Смирнов, аспирант:
- На мой взгляд, патриоты начинают взращиваться только на студенческой скамье, не раньше. В вузе появляются более серьёзные предметы - философия, политология, углублённая история. Когда я учился школе, большее внимание уделялось естественным и точным наукам, а не праву и обществознанию.
Мне кажется неправильным утверждать, что наша молодёжь непатриотична. Но это не отменяет того, что нужна грамотная молодёжная политика. Сейчас с молодёжью работают, но как-то незаметно. Может, не те люди, может, не в той форме.
Анастасия Данникова, студентка:
- Далеко не вся молодежь патриотична. Современные, умные, увлечённые, перспективные молодые люди стремятся уехать из страны за границу для учёбы и работы. Они не нацелены на развитие потенциала Родины. Молодёжь мало интересуется историей России, не знает важных исторических дат, событий.
Хотя есть примеры удачного гражданско-патриотического воспитания. Например, в школах проводятся викторины, классные часы, в районах существуют отделы молодёжной политики. Думаю, это правильный подход. Но в основном на такие мероприятия дети приходят не совсем по доброй воле...
Дмитрий ГАЙДАБУРА, заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник запаса:
- Полёт самолета АНТ-25, на борту которого находился экипаж в составе Валерия Чкалова (командир), Георгия Байдукова (второй пилот) и Александра Белякова, начался 18 июня и длился 63 часа. Условия были жёсткими. Экипажу пришлось очень тяжело. Радиотехника работала неустойчиво. Наблюдения синоптической станции были не на таком высоком уровне, как сейчас: на пути следования то и дело вставали циклоны. Самолёт обледеневал. Лететь приходилось в условиях облачности, подняться до больших высот не удавалось. Не хватало кислорода, лётчики дышали по очереди: кислородную маску передавали из рук в руки. В какой-то момент Байдуков начал терять сознание. Валерий Павлович отдал ему свою маску, хотя у него самого шла кровь носом.