На роду написано
- Предпосылки для образования оползней у нас природные. Нижний Новгород расположен на тектонически ослабленном узле, который унаследовала и гидросеть при слиянии Волги и Оки. Неотектонические движения земной коры происходят и сейчас.
- На скалистом и даже глиняном берегу оползни не происходят. Чем же отличились нижегородские берега?
- У нас породы чередуются, как в слоёном пироге: водо-упорные (глины) и водовмещающие (пески). Когда один из них перенасыщается водой, второй, очевидно, начинает ползти. Если бы склон был только из глины, это было бы невозможно.
- Что влияет на то, будет оползень или нет?
- Есть целый ряд природных и техногенных факторов. Несколько причин способствовало возникновению оползня в Почаинском овраге. Одна из них - крутизна склона. Долина Почаинского оврага имеет V-образную форму с углами свыше 40 градусов - так называемыми «углами невозврата». Другая причина - обильные осадки, снег и дожди. Кроме того, рядом с оврагом трамвайные пути, а значит, постоянная вибрация, разрушающая структуру и увеличивающая влагоёмкость. Свою роль сыграла и забитая дренажная система. Из-за неё вода идёт прямо под асфальт, под пешеходную дорожку.
- Как помогают в профилактике оползней инженерные сооружения?
- Они снимают главную проблему - регулирования стока воды. Это водосборные лотки, дренажные галереи и т.д. Главная задача - содержать их в рабочем состоянии и постоянно осматривать всю систему дренажа, причём не только в правобережье Оки и Волги.
Предсказания по Солнцу
- Оползни стали для нижегородцев неожиданностью. Почему?
- Ещё в начале марта мы прогнозировали сход порядка 40 оползней на Окско-Волжском склоне. В 2011 году их было 34. Рост произошёл за счёт того, что в 2012-2013 гг. мы выходим на пик 11-летнего цикла солнечной активности. Кроме того, в этом году затяжная весна. В «короткие вёсны» сход снежного покрова идёт более или менее равномерно. А при затяжной весне оползневой склон успевает набухнуть от воды - он впитывает влагу как губка, а отсутствие солнечных дней затрудняет процесс испарения.
- ЧП в самом деле можно было предотвратить?
- Да, если бы проводился мониторинг процессов, связанных с образованием оползней. К сожалению, в 2006 году территориальное финансирование подобных программ прекратилось. Сейчас мониторинг опасных геологических процессов финансируют только из федерального бюджета. Это копейки! Нужно понимать: это наш город, наши оползни. Давно можно было предусмотреть в бюджете города соответствующую статью.
- Но вам и при скудном финансировании всё-таки удаётся помогать городу?
- Наше предприятие по регламенту обязано давать прогноз развития опасных геологических процессов, в том числе и оползней. Основной источник информации - однократное (один раз в год) обследование и Главная астрономическая обсерватория Российской академии наук - Пулковская (Санкт-Петербург). Оттуда мы получаем графики солнечной активности. Её пики, как правило, совпадают с пиками оползнеобразования. По ним можно делать долгосрочные прогнозы. Но, очевидно, что нужны и регулярные натурные обследования на постоянно действующих стационарных постах.
Укрепили со страху
- В 1974 году на Окском съезде вслед за трамваем съехал огромный кусок земли. Сразу начались срочные берегоукрепительные работы, противооползневые мероприятия…
- К сожалению, не все из них были завершены, а то, что имеется, находится по большей части в неудовлетворительном состоянии. Оползни - реальность Нижнего Новгорода. Поэтому мы должны хотя бы поддерживать в нормальном состоянии то, что было сделано в 1970-е: прочищать лучевой дренаж, водосборные галереи, хотя бы в предвесенний период. Это не такие большие расходы. В особенности по сравнению с тем, сколько будет потрачено на противооползневые работы сейчас.
- Мониторинг стоил бы дешевле?
- Необходимые годовые затраты на обследования - это порядка 2,5-3 млн руб. Представьте, на сколько бы хватило тех денег, которые сейчас выделяются на работы по устранению последствий.
Но скупой платит дважды. Такое отношение, к сожалению, типично не только для Нижегородской области.
Не бросать в яму кирпичи
- При благоустройстве на набережной Федоровского выкорчевали все деревья, заменив их на фонари. Объяснили, что деревья разрушают склон.
- Наоборот, большие деревья надо оставлять: они, как буронабивные сваи, укрепляют склон. Сажать нужно вязы, липы - деревья с глубокой корневой системой. На склоне не должно быть мелкорослого кустарника: он задерживает сырость и замедляет сход снежного покрова. В Почаинском овраге такого «подлеска» как раз очень много.
- На работы в Почаинском овраге отводят 2,5 месяца…
- В данный момент там понизили крутизну левого склона - это первоочередное мероприятие, но его недостаточно. Пока дорога на Почайну закрыта, надо поставить там буровую установку, сделать неглубокую скважину, определить уровень грунтовых вод и состав пород. А не просто бросать в яму кирпичи! Тем более если будет принято решение о расширении дороги до 4-х полос. А что касается трамвайных путей, то их нужно строить на специальной амортизирующей подушке. Фундамент Церкви жён-мироносиц на ул. Добролюбова довольно глубокий, 2 метра - и весь в трещинах. Городу нужны кардинальные, хорошие противооползневые мероприятия, прежде чем затевать что-то глобальное и дорогостоящее. Эти оползни должны стать нам уроком.