Мэром города химиков стал Виктор Портнов, за которого по итогам II тура выборов проголосовало более 60 процентов избирателей.
Хотя срок со времени выборов прошёл относительно небольшой, уже можно подводить некоторые итоги. О проблемах Дзержинска и предпринимаемых мерах по их решению - из уст главы города.
«Это настоящий прорыв»
- ВИКТОР Валентинович, вы сравнительно недолго возглавляете администрацию города. Но уже наверняка определили главные “болевые точки” Дзержинска. На ваш взгляд, какие из них следует считать основными?
- Собственно говоря, проблемы мне были хорошо известны и раньше. Это бюджет, который у нас раньше всё время был остродефицитным. Это огромный муниципальный долг за 300 миллионов рублей. Это крайняя нехватка снегоуборочной техники, машин скорой помощи, проблемы с городским транспортом. Именно такие вопросы стояли на повестке дня после осенних выборов прошлого года.
- И наверняка возникла необходимость разработки какой-то стратегии, выделения приоритетных направлений?
- Совершенно верно. Осенью 2005 года нами были поставлены две среднесрочные стратегические задачи: перезимовать, поскольку предшествующая администрация города к холодам подготовилась плохо, и правильно сверстать бюджет. Начну со второго. Впервые за последнее десятилетие город сознательно принял профицитный бюджет. Это дало нам возможность наконец-то начать выплачивать 300-миллионный муниципальный долг. К сегодняшнему дню мы его уже уменьшили на несколько десятков миллионов рублей. Кроме того, радует, что бюджет строго исполняется. И сегодня у нас нет ни задолженности по заработной плате бюджетникам, ни задержки по оплате работ, выполненных подрядчиками.
Что касается зимы, то пережить её городу удалось без больших потрясений. Безусловно, были сбои, были аварии. Но все они носили локальный характер и к возникновению чрезвычайных ситуаций не привели.
- Однако от дзержинцев поступало много жалоб на качество уборки улиц...
- Претензии горожан были совершенно обоснованны и объективны. Судите сами, город вступил в зиму с острейшим дефицитом снегоуборочной техники. Её парк был укомплектован всего лишь на 15 процентов от потребности. Понятно, что при такой обеспеченности уборка улиц осуществлялась из рук вон плохо.
Но уже в этом году все в корне поменяется. Мы закупили по лизинговой схеме дополнительно 40 единиц уборочной техники, и теперь город обеспечен на 85 процентов. Не будет преувеличением назвать этот шаг настоящим прорывом. Во всяком случае начальник управления по благоустройству, который работает в своей должности более 20 лет, говорит, что такого на его памяти ещё не было.
Однако нехватка уборочной техники - только одна из проблем. В городе наблюдался также и дефицит электротранспорта. Поэтому, используя все тот же лизинг, мы приобрели дополнительно 15 новых троллейбусов. Конечно, цифра, особенно по меркам Нижнего, не кажется большой. Но для Дзержинска это четверть всего троллейбусного парка. Решился в этом году и вопрос по автомобилям скорой помощи. Правда, их мы получили не за счет средств собственного бюджета. Помогли и область, и федерация. Но, в конце концов, это неважно. Главное, что все неотложные вопросы в Дзержинске на сегодняшний день сняты.
Тарифы укротят?
- БОЛЬНАЯ тема для Дзержинска - состояние коммунального хозяйства. И в последнее время много говорят о намерениях администрации провести в этой сфере серьезные преобразования. В чём их суть?
- На мой взгляд, сегодня в городе, особенно в сфере теплоснабжения, сложилась в корне неправильная система. Главный её порок заключается в том, что риски, связанные с недобором платежей для населения, несут только муниципальные предприятия. То есть значительную часть тепла в дома горожан поставляет Дзержинская ТЭЦ и котельные, принадлежащие ОАО “НТЭК”. МУПы же собирают с населения деньги и далее рассчитываются с поставщиками тепла.
Однако население Дзержинска 100 процентов коммунальных платежей не вносит. Сейчас, например, сборы у нас достигают 92 процентов. Но были времена куда хуже, когда люди платили только 60 - 70 процентов. Так вот, несмотря на недобор, наши муниципальные предприятия должны были ежемесячно платить поставщикам тепла сполна - все 100 процентов. Ни НТЭК, ни ТЭЦ по большому счету не было дела до наших трудностей. В итоге раз за разом возникала такая ситуация: у МУПов денег не хватает, и городской бюджет несет ответственность по их долгам. Но и в бюджете средства на покрытие всей задолженности находились не всегда. Тогда поставщики попросту выключали рубильники, и у людей, даже тех, кто вносит плату за ЖКУ исправно, пропадала горячая вода, остывали батареи. Правда, в этом году нам удалось таких чрезвычайных ситуаций избежать, хотя долги были.
- И каким образом вам удалось этого добиться?
- Приходилось обращаться даже в прокуратуру. Ведь правда, в конце концов, была на нашей стороне. Я твёрдо убежден, что люди не должны страдать из-за своих соседей. Если, положим, в одном подъезде три-пять человек не платят, а остальные платят или пусть даже я один плачу, а остальные нет, то почему я должен нести ответственность за должников и сидеть без тепла и горячей воды? И я рад, что руководство НТЭК и Дзержинской ТЭЦ прислушалось к нашим аргументам. Попыток давить на нас не было. Почти.
Но все-таки, несмотря на наши относительно мирные отношения, реформировать систему теплоснабжения нам необходимо. Сегодня у нас часть города снабжают 26 муниципальных котельных и 18 котельных НТЭК и еще часть - Дзержинская ТЭЦ. На последней себестоимость тепла намного ниже. И поэтому мы планируем жилой фонд, который закреплён за изношенными муниципальными котельными, перевести на снабжение от Дзержинской ТЭЦ.
- Что даст такой манёвр простым людям?
- Более дешёвое тепло и горячую воду, поскольку себестоимость их производства на ТЭЦ на порядок ниже. В итоге в новом году у нас не будет такого бешеного роста тарифов, как, скажем, в начале прошлого, когда плата за ЖКУ взлетела на 40 процентов. И, я думаю, мы уложимся в установленный для Нижегородской области 18-процентный предел по повышению цен на коммунальные услуги. И, может быть, темпы роста тарифов у нас даже окажутся ниже.
Кроме того, в рамках коммунальной реформы мы планируем передать функции транспортировки и сбыта тепла ОАО “Российские коммунальные системы”. То есть теперь именно эта компания, а не наши муниципальные предприятия, будет заниматься сбором средств с населения и потом расплачиваться с производителями тепла. Понятно, что этот шаг полностью исключает риски городского бюджета по долгам населения за ЖКУ. Кстати, РКС сегодня фактически дали нам согласие на погашение 150 миллионов рублей долгов населения за ЖКУ. Это тоже очень существенный момент. Из долговой ямы, в которой Дзержинск сидел долгие годы, пора выбираться.
Участковым
дадут образование
- О КОММУНАЛЬНЫХ проблемах можно говорить бесконечно. Но и в других сферах их тоже хватает. В Дзержинске недавно закрыли несколько школ. С чем это связано?
- Да, мы пошли на эту отчасти непопулярную меру и закрыли две поселковые
школы. Они были мало наполнены - всего лишь 12 -13 человек, и содержать их,
тратить на них деньги просто не имело смысла. Правильнее, на мой взгляд,
пустить эти средства на поощрение коллективов передовых школ. В этом году мы
уже провели общегородской конкурс “Профи-
- В сфере образования в Дзержинске недавно начали реализацию интересной программы сотрудничества с вузами - “Аргументы и факты” об этом писали (№ 34, 23 - 29 августа. - Авт.)...
- Каждая наша программа в принципе ориентирована на решение конкретной проблемы. Эта должна решить вопрос с получением высшего образования непосредственно в Дзержинске. Ведь не секрет, что многим нашим семьям тяжело оплачивать проезд своим детям до места учебы в Нижний и обратно, не говоря уже о постоянном проживании в областном центре. Кроме того, в такую даль ездить просто неудобно. Поэтому в 2006 году мы предоставили помещение университету имени Лобачевского и впредь будем содействовать работе филиалов высших учебных заведений в Дзержинске.
Плюс к этому договорились с вузами о выделении 56 целевых бюджетных мест, которые уже почти распределены. В первую очередь среди детей из малообеспеченных семей, с медалью закончивших школу, детей-сирот и детей работников бюджетной сферы. Также мы выделяем эти места и нашим участковым, в рядах которых, нужно признать, образовательный уровень не очень высок. С высшим образованием сегодня там меньше половины сотрудников.
- Словом, муниципальная власть старается вести работу по всем направлениям?
- А иначе нельзя. Все проблемы взаимосвязаны, поэтому решить их можно только с помощью системного подхода. И сегодня перед всеми подразделениями администрации города поставлена задача добиться кардинального улучшения в своей сфере. Некоторые результаты уже просматриваются. Но всё-таки трудиться нам предстоит ещё очень и очень много.
Фото Михаила БЕЗНОСОВА