Пермь и не-Пермь
Пермь, как и Нижний Новгород, поделена на две части. Река Кама, которая вблизи города по ширине превышает Оку-Волгу раза в два, «несёт» на себе четыре моста.
Пермяки так чётко, как мы, верхнюю и нижнюю часть города не противопоставляют. Для них Пермь делится на «город» - деловой центр и периферию. В «город» ездят на работу, праздники или шопинг. На периферии живут и гуляют по будням.
Центральная улица Перми - Компрос, Комсомольский проспект. Здесь часто устраивают самые многолюдные флешмобы. Здесь, прислонившись спиной к стритборду, играет на аккордеоне беспечный дед.
Аналог нашей Большой Покровской в Перми - улица Кирова, части которой был присвоен статус пешеходной. На нижегородский взгляд, выглядит она пока искусственно, поскольку как туристическая достопримечательность была создана сравнительно недавно. Это скорее приманка для туристов, чем облюбованная пермяками пешеходная улица. У пермских танцоров, экстремалов, уличных артистов и просто попрошаек есть свои любимые места, разбросанные по разным улицам и районам.
Город-лес
Приятно радует большое количество зелёных зон. Пермь - перемешанные слои города и леса. Чтобы добраться из одного района в другой, вы обязательно проедете несколько километров по оживлённой трассе, с обеих сторон окружённой лесом. Здание общаги пермского политеха тоже расположено в лесу. С дороги его можно различить только по крышам. О таком нижегородские студенты, живущие на площади Лядова, пожалуй, могут только мечтать.
Связанная с лесами проблема, конечно, их масштабная вырубка. Пермь - город интенсивного строительства. И хотя сейчас основная масса возводимых зданий - жилые многоэтажки, зелёную зону вокруг новостроек жёстко сокращают.
Искусственное искусство
Новомодным обликом Перми правит известный московский дизайнер Артемий Лебедев. Ему принадлежит идея нового пермского логотипа - большой буквы «П». «П», сложенная из дров, встречает въезжающих в Пермь. Говорят, не раз предпринимались попытки её поджога. Пермяки считают такое насильно насаждаемое искусство варварством.
Культурно-просветительская находка туристической Перми - красная и зелёная линии на асфальте. Это два туристических маршрута по центру. Зелёный связывает в единую сеть памятники истории. Красный, романтический, объединяет места, где жили и любили известные личности.
Дело в масштабе?
В Перми разница между социальным и частным маршрутом общественного транспорта гораздо больше, чем у нас: 12 рублей за проезд в большом автобусе против 25 в маршрутке.
В Перми нет наших жутких пробок. Может быть, потому, что деловые здания из центра удачно перенесли на периферию. Может быть, дело в масштабе. Проспекты и улицы Перми гораздо шире, чем в Нижнем. Надо сильно постараться, чтобы два человека, спешащих на работу, столкнулись на главной улице или двигались боком (как это часто бывает у нас на Покровке или площади Лядова). То же касается машин.
В Перми уже решается проблема альтернативного транспорта - велосипедов. Для них есть отдельная дорожка и в пешеходной зоне, и на проезжей части. Кстати, уже начали выделять специальную полосу для городских автобусов. А у нас пока одни разговоры…
Кстати
Могу показаться необъективной, но современный Нижний выглядит гораздо более приветливым для туристов и гостей, чем Пермь. У нас хотя бы в центре ты постоянно чувствуешь эту купеческую нотку - в нарядном облике зданий, в обилии ярких неоновых вывесок, до тошноты пафосно оформленных бутиках и даже одежде людей. В Перми всё выглядит гораздо менее затейливо и более прагматично.