Примерное время чтения: 4 минуты
84

Нижегородские суды учатся применять залоги и домашние аресты

О том, какое распространение эти меры пресечения получили в нашем регионе, рассказал на конференции в пресс-центре «АиФ-НН» Борис Каневский, председатель Нижегородского областного суда.

Индивидуальный подход

Как сообщил Борис Каневский, право на применение залога и домашнего ареста сегодня имеют как суды первой инстанции, так и кассационные суды, которые, рассмотрев жалобу обвиняемого, могут изменить меру пресечения. Уже в III квартале этого года в Нижегородской области под стражу заключали не так часто, как раньше. Суды области избрали в качестве меры пресечения домашний арест для 27 обвиняемых, залог - для 3. По предварительным данным, с начала года под залог отпустили 6 граждан, под домашний арест - 77.

Широкому применению альтернативных мер отчасти способствовало и изменение в уголовно-процессуальном кодексе, по которому отныне запрещается помещать под стражу лиц, обвиняемых в совершении экономических преступлений.

- Мы пытаемся изменить сложившийся подход судей, их мышление и даже в какой-то степени правосознание, с тем чтобы каждое решение применения самой строгой меры пресечения - заключения под стражу- было не только взвешенным, законным и обоснованным, но и отвечало индивидуальному подходу к обвиняемому: учитывало состояние его здоровья, семейное положение и другие факторы, - заявил Борис Каневский.

Домашний изолятор

Домашний арест - пожалуй, наиболее популярная мера пресечения.

Ходатайствовать о нём может любой подозреваемый, в том числе человек, обвиняемый в особо тяжком преступлении. По статистике облсуда, в этом году на время следственных мероприятий домой под арест отпустили 16 человек, подозреваемых в совершении особо тяжких преступлений, 45 подозреваемых в тяжких преступлениях и 16 обвиняемых в правонарушениях средней степени тяжести.

Дома в сравнении со следственным изолятором гораздо комфортнее, но всё равно домашний арест - достаточно жёсткая мера пресечения, она альтернативна заключению под стражу, считает Борис Каневский. Именно поэтому и может использоваться в отношении лиц, подозреваемых в серьёзных злодеяниях. Человек ограничен в передвижении, он не может выходить за пределы своего жилища.

Ведётся тотальный контроль за всеми контактами подозреваемого: прослушиваются телефонные звонки, отслеживается электронная почта.

Однако, как признался председатель облсуда, механизм исполнения домашнего ареста ещё не до конца отработан. Например, пока не введены электронные средства слежения за обвиняемыми, что могло бы существенно облегчить работу по наблюдению.

Уйти под залог

А вот под залог могут быть отпущены далеко не все подозреваемые. Чаще всего эта мера пресечения применяется в отношении лиц, совершивших преступления имущественного, экономического характера. Значительно реже уйти под залог позволяют гражданам, обвиняемым в преступлениях против личности.

- Если это правонарушение экономического характера, то при формировании суммы залога в первую очередь учитывается размер финансового преступления, в котором обвиняют человека, - рассказал Борис Каневский.

- Принимается во внимание материальное положение залогодателя, которым, кстати, может быть как сам обвиняемый, так и любой другой человек. Учитываются также возможные последствия нарушения этой меры пресечения - сумма залога должна покрыть расходы по розыску человека в случае, если он, вопреки закону, покинет город или страну. На сегодняшний день самые крупные залоговые суммы, определяемые судами Нижегородской области, - 1,5 и 2 млн рублей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно