Примерное время чтения: 10 минут
225

Годовалый генплан встал на ноги?

Почти год назад нижегородцы впервые увидели новый генеральный план Нижнего Новгорода. После бурных обсуждений с общественностью главный градостроительный документ столицы Приволжья пришлось переделывать.

И вот на прошлой неделе в театре «Комедiя» жителям города представили изменённый проект генплана. Правда, далеко не все жители смогли попасть на публичные слушания – уж слишком много пришло нижегородцев, интересующихся судьбой своего города и района. Но и у тех счастливчиков, которые в зал попали, были вопросы.

По словам одного из разработчиков, заместителя директора НИиПИ Генплана Москвы Александра Коллонтая, всего от населения, чиновников и экспертов поступило более 1400 предложений и замечаний, которые по максимуму попытались внести. В результате генплан изменился в целом процентов на 30.

Ближе к Москве

Разработчики настаивают на сохранении одного из стратегических направлений развития города – партнёрство с Москвой.

- В федеральных СМИ Нижний Новгород фигурирует, прежде всего, в культурных и криминальных новостях, - говорит Александр Коллонтай. – Активно сейчас выдвигается Казань. Поэтому необходимо вашему городу менять стратегию. На карте урбанизации России Нижний более всего тяготеет к Московскому региону. На этом нужно сделать один из акцентов.

Это, конечно, не значит, что и административное устройство будет как в столице. Разработчики предлагали разделить город на 32 района – поддержки от местного населения не получили.

- Можно разделение города оставить как есть. Но в Нижнем наблюдается устойчивое развитие самостоятельных частей, поэтому рано или поздно возникнет вопрос нового разделения. Пока мы рекомендуем образовать два новых района – центральный нагорный и центральный заречный, - говорит Коллонтай.

Аэропорт переедет?

Осталось неизменной система зонирования Нижнего Новгорода, в рамках которого выделяется компактный город (центр), в который включено и Старое Канавино, и периферия. Также в каждом районе предусмотрены свои «ядра», вокруг которых будет формироваться вся инфраструктура.

Кровеносная система города – кольцевые транспортные магистрали (два транспортных кольца), на которых будет базироваться главная застройка. Также появятся дублёры основных магистралей, в генплан занесены Южный и Северный обходы. Реки снабдят новыми мостами. Планируется создать десятки новых транспортных развязок. От скоростного трамвая из центра до Кузнечихи пока отказались. А вот для продления линии метро до этого микрорайона коридор зарезервирован, также сохранено продолжение лини метро в Сормово (но для этого не будут сносить индивидуальную постройку на ул. Кораблестроителей и Свободы). Кроме того, предполагается провести рельсы для скоростного трамвая или метро-трамвая до Ольгина через Анкудиновское шоссе. В целом увеличится к 2030 году протяжённость трамваев в 87 до 96 км). Кстати, с Окского съезда разработчики трамвайные пути не планируют убирать. Кроме того, предусмотрен перенос автостанций за город, а речной вокзал переедет в Бурнаковскую низину.

Встал вопрос о переносе за город и нижегородского аэропорта, так как в зону шума и локации попадают жилые ареалы Гнилиц и части Сормова. Если будет слишком дорого вынести этот объект из города, предусмотрено решение проблемы техническими средствами: более совершенными самолётами и оборудованием. Также нельзя вынести железнодорожные пути, которые «разрезают» город. Создатели генплана предлагают шумозащитными экранами и прилегающие территории отдать по большей части под коммунальные постройки.

Размер зелёной беды

Сделан акцент в генплане и на экологию.

- Экология Нижнего Новгорода не устраивает никого, - говорит Александр Коллонтай. – В предыдущие десятилетия она здесь не ночевала. Конечно, с помощью одного документа нельзя сделать из столицы Приволжья город-курорт. Хотя, если честно, в Нижнем Новгороде площадь зелёных территорий общего пользования гораздо больше, чем в Москве. В генплане мы попытались уменьшить размер беды.

Во-первых, нужно благоустроить три самых больших парка городского значения (Сормовский, Автозаводский и Дубки).

Во-вторых, сохранить все имеющиеся парки и скверы (хотя изначальный проект Генплана предусматривал застройку части зеленых массивов).

В-третьих, включить в состав города как особо ценные территории Балахнинский лес и район реки Чёрная.

В-четвёртых, зелёной зоной остаётся Борская пойма.

По словам замдиректора института, формировать парки и сносить для этого здания будет слишком сложно. Поэтому нужно предусматривать при строительстве новых объектов, чтобы зелёные насаждения составляли от 10 до 30%.

Как договориться

Одним из основных факторов, влияющих на экологию, призвана промышленность. Её тоже будут преобразовывать. И чтобы экологию сберечь, и чтобы сделать из Нижнего инновационный центр:

• Центр города планируют освободить от крупных промышленных предприятий, они будут в основном на II транспортном кольце.

• Все прибрежные территории (кроме исторически сформировавшихся промзон Сормова и Автозавода) очистят от промышленности – здесь будут набережные.

• Территории, где находятся пивзавод «Волга», а также научные предприятия на пр.Гагарина (завод им.Попова, Термаль и др.) станут не предприятиями, а деловыми центрами.

• На Автозаводе будет сокращена часть промзоны (для этого будут использоваться промзоны Дзержинска).

Разумеется, один из самых сложных вопросов – договориться с собственниками предприятий, которые пока не очень хотят идти на встречу градостроителям. Но компромисс можно найти. По мнению Александра Коллонтая, можно на старых площадках провести реорганизацию, установить новое управление и превратить их в инновационные (кстати, для таких предприятий, по федеральному законодательству, действуют налоговые льготы). А в тех случаях, когда предприятие просто необходимо перенести, будет действовать отсроченный регламент – к примеру, переезд с 2020 года. Чтобы собственники уже сейчас просчитывать более экономически и экологически выгодный вариант переноса.

…На общественных слушаниях с жителей ещё раз собрали все предложения, которые теперь уже будет изучать комиссия при городской думе Нижнего Новгорода. По словам директора департамента архитектуры и градостроительства города Михаила Романычева, окончательный проект генплана нижегородские законодатели 17 февраля. А далее будут разрабатывать целый ряд документов, конкретизирующих генплан, в которых будет прописана судьба каждого дома и садового участка.

Мнение

Мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов:

- Отсутствие спешки при корректировке проекта Генплана позволило максимально сбалансировать интересы всех жителей и категорий населения. Публичные слушания в основном прошли конструктивно, и особенно радует активность, которую проявили жители Нижнего Новгорода. Хотя большинство вопросов касались судьбы конкретного двора или садоводческого участка, эта активность говорит о неравнодушии нижегородцев к судьбе нашего города. Наша задача – принять не кулуарный, а оптимальный стратегический документ, поэтому каждое из высказанных предложений по его проекту будет внимательно изучено. После принятия документа Нижний Новгород получит новый мощный импульс для долгосрочного развития.

Заместитель председателя Законодательного собрания Ольга Сысоева:

- Новый проект генплана Нижнего Новгорода отвечает приоритетным направлениям развития областного центра. Несмотря на стратегический характер проекта, генплан детально проработан и устанавливает правовые основы строительства для каждого участка городского округа. На главной градостроительной карте города не должно быть белых пятен. Люди должны перестать бояться, что завтра их дом снесут, а в парке поставят торговый центр. Необходимо чётко определиться: как будет использоваться городская земля. Практика перманентного изменения правил застройки и землепользования должна остаться в прошлом. Ошибки градостроительной политики прежних годов видны сегодня невооруженным глазом: транспортная система, близость промышленной зоны к жилой застройке, низкий уровень обеспеченности рекреационными территориями, объектами социальной сферы. Латанием «дыр» эти проблемы не решить. В генплане должны быть инновационные решения, реализация которых оптимизирует транспортную систему, систему энергообеспечения, повысит качество жизни горожан. В целом проект прошёл жёсткую доработку после детального обсуждения с жителями. Думаю, нынешний вариант генплана – компромисс, позволяющий городу динамично развиваться с учётом общественных интересов нижегородцев.

Председатель комитета по экологии и природопользованию Лев Лаптев:

- Улучшение экологической обстановки в генплане будет достигнуто за счёт развития сети электротранспорта. Важно, что 100% существующих зеленых зон будет сохранено. К 2030 году нижегородцы могут ожидать и создания новых зон отдыха в районе Бурнаковской низины и станции Варя, Сормовского привоза и реки Черная и других территорий. Также от промышленных объектов будут освобождены берега Оки и Волги с последующей рекультивацией.

Директор департамента транспорта и связи Владимир Грибов:

- Реализация Генерального плана позволит значительно модернизировать транспортную систему города. В рамках нижегородской улично-дорожной сети планируется создание десятков новых транспортных развязок, а также модернизация общественного транспорта с использованием современных технологий.

Главный архитектор Нижегородской области Олег Рыбин:

- Новый генплан – это один из самых проработанных градостроительных документов. В его создании принимало участие большинство жителей Нижнего Новгорода. Нам необходимо в ближайшее время принять генеральный план, чтобы в развитии города двигаться дальше. Нужно понимать, что этот документ – прежде всего, стратегия. Дальше у нас огромный пласт работы – к примеру, проекты детальной планировки районов, планировка транспортных магистралей и развязок и многое другое. В бюджет города нужно постоянно закладывать средства на реализацию генерального плана. Прошлый градостроительный документ был принят в 1999 году, после этого четыре года в городе ничего не строили. Вот этих ошибок повторять не нужно.

Профессор ННГАСУ, бывший главный архитектор Нижнего Новгорода Вадим Воронков:

- Я считаю новый генплан очень интересным, подробным и доказательным. Пришло время его принимать, конечно, замечания и предложения всегда будут, но не должно быть перманентной корректировки и доработки. Генплан можно изменять каждые 5 или 10 лет с учётом современных условий. Важно, что город не изменится в своих границах – разработчики предлагают более эффективное использование имеющихся территорий, и что Борская пойма останется зелёным островком. Теперь главное – грамотно разработать более детальные проекты планировки на основе генплана. Иначе он будет мёртвым документом. В них и будут ответы на многие вопросы жителей. Нужно определить временные рамки реализации генплана и уже в этом году приступить к развитию пригородных зон. Кроме того, стоит ввести ежегодные отчёты о реализации документа и регулярно проводить мониторинг. На моём веку в Нижнем было 4 генеральных плана. Я не понаслышке знаю, какую эпохальную работу провели создатели нового документа.

Читатель «АиФ-НН» Ирина Фуфаева:

- Я жительница Нижегородского района Нижнего Новгорода. Не смогла принять участие в публичных слушаниях по генплану. Придя в 18.00 в 22-градусный мороз к театру «Комедiи», обнаружила картину, знакомую по описаниям недавних слушаний в Анапе и Новороссийске об Утрише. А именно, толпа народу в фойе, закрытые двери, которые время от времени открывались, чтобы пустить нужных людей, здоровые охранники за дверями. Сдержанно волновавшиеся жители передавали другу: мол, говорят, пожарники запретили пускать всех желающих. Честно говоря, дожидаться продолжения цирка я не смогла - в неотапливаемом фойе было тоже очень холодно. Поэтому мне пришлось с сожалением уйти. И таких, как я, были десятки. Считаю слушания нелегитимными и несостоявшимися.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно