У горожан было несколько возможностей задать свой вопрос - по телефону, в виде SMS-сообщения, по Интернету, по почте или прямо на Большой Покровской, где вопросы прохожих снимали на видео.
Впервые в истории города диалог мэра с Нижним Новгородом транслировали сразу три телеканала одновременно.
Всё по делу и без обид
В ходе прямой линии, которая длилась час, мэр успел ответить на десятки вопросов. Большинство нижегородцев интересовали весьма конкретные проблемы ЖКХ и благоустройства, вроде канализационного затора или «красивых, но неработающих» после капитального ремонта дома труб водостока. Но немало людей интересовалось и глобальным развитием региона в целом, и политической ситуацией в Нижегородском кремле. Особо неприятными глава города назвал вопросы, связанные с ремонтом кровель.
- В Нижнем Новгороде кровельные работы были проведены в 1200 домах, но к нам обратились жители нескольких десятков домов, где после ремонта текут крыши, проливает квартиры. Такое отношение жилищных организаций к работе вызывает только злость и негодование, - объяснил он свою реакцию.
В целом, рассказал Вадим Булавинов, от нижегородцев не поступило ни одного злого и жесткого вопроса - все они «были по делу и носили конкретный характер». Отвечая на вопросы, глава города успел признать ошибки многолетней давности и поставить себе новые задачи. Так, по признанию мэра, его «подловила» 6-летняя девочка Лиза, которая поинтересовалась, где могут оставлять велосипеды нижегородцы, предпочитающие этот вид транспорта.
- И правда, везде по миру в городах установлены специальные площадки для велосипедов - у офисных центров, магазинов, кафе… А ведь у нас много велосипедистов, и с каждой весной их становится всё больше… Я просто никогда не думал об этом, - отметил Вадим Булавинов.
По словам мэра, такой формат общения с нижегородцами оказался для него очень полезен.
- Это позволяет сократить дистанцию между властью и горожанами. Многие вопросы открыли мне глаза на проблемы, о которых раньше я не задумывался.Полагаю, что подобные прямые линии будут проходить регулярно, - сообщил глава города.
«Мы к вам просто попасть не можем»
Много вопросов главе города было адресовано от общественных организаций и объединений. Марина Чикишева из театра глухих «Пиано» поинтересовалась у Вадима Булавинова, будут ли сохранены гранты для некоммерческих организаций:
- Я знаю по крайней мере три организации, которые благодаря администрации города в этом году или получили новые помещения, или сделали ремонт. Будет ли продолжаться эта программа для НКО, занимающихся поддержкой незащищённых слоёв населения? За этими словами - много маленьких или действительно слабых людей.
-До сих пор помню свой первый разговор с представителями общественной организации «Инватур». Они сказали тогда: «Мы даже попасть к вам не можем - в администрации города нет элементарных пандусов». Я даже на эту тему не задумывался раньше. У нас ведь всегда всё делалось только для здоровых, - честно признал мэр.
По его словам, именно общение с энтузиастами, которые помогают людям с ограниченными возможностями, открыло ему глаза на многие проблемы.
Вадим Булавинов заверил представителей общественных объединений, что в бюджете 2010 года сохранено финансирование проектов НКО. Главным распределителем этих денежных средств, выделяемых из бюджета города для поддержки социальных инициатив, по его мнению, должны стать сами организации, то есть те «в хорошем смысле слова фанатики, которые занимаются реальной помощью слабым и нуждающимся каждый день».
«Здесь реально порядок, и я это знаю»
Иногда глава города готов был поспорить с авторами вопросов. Когда ему адресовали sms-сообщение по поводу обновления трамвайного парка города, Вадим Булавинов не согласился с тем, что «часто в рейс выходит старый транспорт».
- Если с 1999 по 2002 год в Нижнем Новгороде вообще ни одного троллейбуса и трамвая не было закуплено, то сейчас мы закупили порядка 70 новых единиц техники. Полностью обновлён парк троллейбусов, которые ездят в верхней части города. В этом году закуплены троллейбусы для заречной части. Закупаем новые трамваи - на улицах их видно. Динамика работы электротранспорта стабильная.
Если бы не ДТП, перекрывающие движение трамваев, они вообще ходили бы минута в минуту. Там реально порядок, и я это знаю, а небольшие недочёты будут устранены в рабочем порядке, - уверенно привёл свои аргументы мэр.
О большой политике
Многих горожан волнует вопрос смены схемы выборов в Нижнем Новгороде.
- Неужели вы считаете, что население города выберет мэра хуже, чем депутаты? - спросил Вадима Булавинова студент Андрей.
По мнению градоначальника, население справится с этой задачей не хуже депутатов. Но законом предусмотрены две формы избрания главы города. Одна из них - прямые выборы, когда жители сами решают, кому доверить управление городом. Другая форма подразумевает, что депутаты выбирают главу города из своего числа.
- Наверное, эта форма с точки зрения управляемости кому-то нравится больше. Но это могут решить только депутаты городской Думы. Очень хочется, чтобы они при этом ушли от эмоций и рассмотрели вопрос по существу, - заявил мэр Нижнего Новгорода, сохраняя нейтралитет в этой политической борьбе.
Не все готовы работать честно
Нижегородские предприниматели обратились к главе города с тем же вопросом, с которым они обращаются на все уровни властной вертикали: когда прекратятся постоянные проверки малого и среднего бизнеса? Мэр ответил, что у администрации города инструментов для частых проверок нет, а «слово «чиновники» у нас применяют абстрактно».
- Если разобраться предметно, то проверяют СЭС, МЧС, пожарные, налоговые и так далее, но всех их называют чиновниками. И вопросы задают главе города, хотя у нас сегодня нет полномочий ни по земельному, ни по административному, ни по какому-либо другому контролю. Я не сторонник того, чтобы «кошмарить» бизнес проверками. Тем не менее ответственность за безопасность и здоровье жителей с нас никто не снимал. А вседозволенность может привести к проблемам в бизнесе вообще. Не все бизнесмены у нас пока социально ответственные и не все готовы работать честно в отсутствие проверок. К сожалению, есть много примеров продажи просроченных продуктов, антисанитарии и других нарушений. Поэтому в разумном количестве проверки должны быть, - убеждён Вадим Булавинов.
Мнение
Политолог, директор Центра социально-консервативной политики в ПФО Евгений Семёнов:
- Прямую линию главы Нижнего Новгорода с жителями города можно отметить как инновационную форму общения. Вопросы собирались по разным каналам, из разных источников. Действующая городская администрация всегда отличалась открытостью, применяются различные форматы общения с горожанами - прямые телефонные линии в районах, в телеэфире, когда нижегородцы могут получить ответ от мэра и глав районов. Но столь консолидированный и широкоформатный канал связи с нижегородцами в таком объёме использовался впервые. Прошедшая прямая линия – первый этап отчёта мэра перед жителями, который состоится 5 ноября (по материалам «НТА-Приволжье»).
Старший научный сотрудник Нижегородского филиала Института социологии РАН Александр Прудник:
- Прямая линия главы города показала, что Вадим Булавинов и жители Нижнего Новгорода доверяют друг другу. Отношение к мэру у горожан достаточно лояльное. Большой плюс прямой линии – отказ от фильтрации «неудобных» вопросов. В свою очередь мэр с пониманием и без раздражения реагировал на те претензии, которые высказывались к его работе.
Я считаю, что городские проблемы не политизированы, и глава города в первую очередь воспринимается как успешный хозяйственник и администратор (НИА «Нижний Новгород»).
Как задавались вопросы
В течение недели каждый житель Нижнего Новгорода имел возможность направить свои вопросы Вадиму Булавинову. Всего в адрес главы города поступило 3649 вопросов, подавляющее большинство (70%) - по телефону (2522 обращения), 523 - с помощью SMS-сообщений, 434 - через Интернет, ещё 170 вопросов было задано в специальной студии на Большой Покровской. Наиболее популярными у нижегородцев стали темы, связанные с социальной сферой, благоустройством и жилищно-коммунальным хозяйством. В рамках прямой линии около 50 нижегородцев получили ответы лично от главы города. Каждый житель, направивший свой вопрос на прямую линию, получит ответ.