Отрасль в лидерах
Торговля - одна из наиболее динамично развивающихся и бюджетообразующих отраслей экономики области уже несколько лет. По данным регионального министерства поддержки малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг, в 2009 году розничная торговля обеспечила 26,4% валового продукта области. Нижегородские предприятия реализовали товаров на сумму 310,3 млрд рублей.
Тем не менее основным препятствием в развитии торговой деятельности долгое время являлось отсутствие полномочий у субъектов РФ в этой сфере. И вот в декабре 2009 года был принят федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», который определил полномочия федеральной власти, субъектов России и органов МСУ.
Торговле обозначили границы
В соответствии с федеральным законодательством в Нижегородской области принят свой закон о торговле, который должен обеспечить её эффективное развитие.
По словам Николая ПУГИНА, председателя комитета Законодательного собрания по экономике и промышленности, важным фактором роста розничного товарооборота становится увеличение в регионе числа крупных сетевых компаний.
- Несмотря на последствия кризиса, ситуация на потребительском рынке области остаётся стабильной. Кроме того, отмечается высокая насыщаемость рынка, - говорит депутат. – Региональный закон позволит оптимизировать и упорядочить отношения в сфере торговли.
Новый закон позволит развиваться всем формам торговой инфраструктуры – торговым центрам, специализированным магазинам, супермаркетам, гипермаркетам, универсальным, продовольственным и специализированным рынкам, объектам мелкорозничной сети.
В частности, закон определяет особенности размещения нестационарных торговых объектов, полномочия правительства области по установлению требований к организации ярмарок, продажи товаров на них и многое другое.
Контроль за качеством
Особое внимание в документе уделяется торговле продовольственными товарами.
- Законом вводится ряд ограничений для торговых сетей. К примеру, торговое предприятие и поставщик продовольственных товаров заключают договор поставки с условием оплаты товара через определённое время, которое жёстко ограничивается. При реализации продуктов первой необходимости - молока, хлеба, мясопродуктов – этот срок составляет 10 дней. Это очень важно, - подчёркивает Александр ВАЙНБЕРГ, заместитель председателя Законодательного собрания. - Кроме того, сети теперь обязаны резервировать не менее 20 процентов торговых площадей для продовольственных товаров местных производителей. Это антимонопольные меры, призванные запретить торговым сетям и магазинам создавать препятствия для доступа на рынок производителей и нарушать установленный порядок ценообразования.
Кроме того, закон отменяет «входные бонусы», когда за выход на рынок поставщикам товаров приходилось платить торговым сетям, чтобы продукция появилась на полках магазинов.
В целом, по мнению экспертов, закон чётко разграничивает полномочия между органами госвласти региона в сфере организации торговой деятельности. Закон также позволяет создавать дополнительные нормативно-правовые акты, которые помогут проконтролировать поступление на нижегородский рынок только качественных продуктов питания. Реализация закона позволит в полной мере обеспечить удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах.
КСТАТИ
В соответствии с законом в регионе будет разработана и реализована программа развития торговли. Её основные задачи – приоритетная поддержка российских производителей, малого и среднего бизнеса, развитие торговли на селе.