В среднем, на приём одного больного медикам теперь отводится 15-20 минут. Самый скромный лимит - у офтальмолога, всего 14 минут. Прочитать таблицу для проверки зрения за это время, конечно, можно. А как быть, к примеру, когда требуется изучение глазного дна, диагностика на различных аппаратах, подбор очков? Тут и полчаса может не хватить, а ведь глаз - важнейший из органов чувств человека.
Следующий!
Чуть шире рамки у терапевтов и педиатров. Им на приём одного пациента «выдали» 15 минут. Семейные врачи должны тратить на больного 18 минут. Отоларингологам предложили проводить с пациентами по 16 минут. Рекордсмены же по продолжительности приёма - неврологи и гинекологи, у них на всё про всё 22 минуты.
Все эти цифры носят не обязательный, а рекомендательный характер. В минздраве Нижегородской области подчёркивают: нормы нормами, но принимать доктора должны ровно столько, чтобы оказать всю необходимую помощь. Кроме того, в медицинских организациях, оказывающих первичную врачебную и специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, нормы времени устанавливают с учётом плотности проживания и состава населения, а также с учётом уровня и структуры заболеваемости населения. То есть приём может длиться дольше.
Врачи говорят, что им приходится исходить из конкретной ситуации.
«Детки бывают разные, и родители тоже. Одни понятливые, у других масса вопросов, надо по несколько раз всё пояснить, - говорит Галина Гапшина, детский лор. - В целом на приём ребёнка требуется около получаса, но так не получится - народу слишком много. Куда пойдут остальные больные?»
Надёжно приковать внимание доктора к пациенту можно было бы, сократив бюрократическую работу. Не секрет, что большую часть нагрузки врача составляет заполнение бумаг. Тут никаких норм не хватит.
«В некоторых поликлиниках сейчас есть компьютеры. Это позволяет хотя бы часть документов заполнять в электронном виде. В таком случае есть шанс уложиться в норматив приёма 14 минут, - рассказывает Елена Малова, терапевт. - А пока приходится оставаться после окончания приёма, заполнять карточки и документы. Иначе из положения не выйти».
«До врача ещё надо дойти…»
Нижегородцы восприняли новость о вводе временных рамок на приём у специалистов как очередное наступление на бесплатную медицинскую помощь. Проблем с ней и так хватает. Для многих поход в районную поликлинику сродни подвигу. Больного человека там ждут очереди за талонами, запись на приём к специалисту через пару недель, «хвост» из страждущих в коридоре у кабинета... В такой ситуации все, кто может, уходят в частные клиники.
Но у многих на платных врачей денег нет. Особенно в кризис. Приходится терпеть.
«Прежде чем к врачу попасть, нужно очередь в регистратуре выстоять, хотя мы уже и записались к доктору по телефону, - негодует Ирина Суворова, молодая мама. - Вчера целый час к окошечку простояла и пропустила время приёма. Вот скажите, зачем вводить запись через Интернет, всё модернизировать, если тебе придётся за талоном всё равно стоять в регистратуру?! О каких нормативах приёма врача идёт речь, если везде очереди и бардак?»
«Талона к врачу не достать, - сетует нижегородка Вера Илларионова. - Сейчас мне, например, нужно срочно лечь в стационар - трофические язвы на ногах. Для этого требуется направление от хирурга из поликлиники и выписка из медкарты. Пришла за талоном к хирургу 28 сентября, а на приём попаду только 9 октября. Специалистов не хватает».
Конечно, далеко не во всех поликлиниках всё плохо.
«Прошлой осенью простудилась, заложило ухо, обратилась к отоларингологу в поликлинику №30. Морально себя готовила к большим очередям, пришла с утра, а там вообще никого, я одна, - рассказывает нижегородка Марина Петрова. - Может, поэтому врач и посвятила мне много времени. Осмотрела, всё рассказала, потом мы с ней ещё лекарства обсудили, как на кого действуют препараты. Так что нормативы нормативами, но от самих врачей и персонала, их самоорганизации и отношения тоже многое зависит».
Лишь рекомендации
Геннадий Кузнецов, министр здравоохранения Нижегородской области:
- Типовые отраслевые нормы времени носят рекомендательный характер. Они нужны для того, чтобы определить потребности во врачебных кадрах, что важно при формировании и экономическом обосновании территориальных программ госгарантий оказания бесплатной медпомощи в субъекте. Кроме того, так можно установить конкретные нормы труда врачей-специалистов, принимаемых на работу.
Нормативы должны адаптироваться для каждой конкретной медицинской организации. Руководители лечебных учреждений могут эти нормы увеличить. Если доктору нужно будет уделить пациенту больше времени, он вправе это сделать. Но планировать приём надо, а без норматива это невозможно.
Что касается «писанины», которая традиционно занимает много времени, то сейчас в регионе переходят на компьютерное оформление документов. Процесс завершится к 2018 году.
В этом году в ряде субъектов проходят исследования, по результатам которых разработают типовые отраслевые нормы времени для посещения эндокринолога, кардиолога, стоматолога-терапевта. В следующем году планируют проанализировать время приёма фтизиатров, дерматовенерологов, эндоскопистов и хирургов и разработать новые нормы.