А готовы ли школьники к нововведениям?
Целый день за партой
Врачи бьют тревогу - наши дети теряют здоровье!
- К сожалению, состояние здоровья ребят в процессе обучения в школе постоянно ухудшается. Сейчас здоровыми можно назвать лишь 13-14% школьников. Половина учеников имеют функциональные нарушения, ещё около 30% - хроническую патологию, - говорит Мария ОХОТИНА, врач-педиатр.
К 11-му классу в 4-5 раз больше детей, чем в начальной школе, уже страдают нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата, втрое больше - заболеваниями желудочно-кишечного тракта, в 2-3 раза больше - расстройствами нервной системы.
Врачи связывают это с высоким темпом современной жизни. Поток информации, которая обрушивается на ребёнка, большой. Продолжительность рабочего дня у младшеклассника увеличивается до 8-12 часов, у ученика старшей школы - до 14-16 часов. При таких нагрузках некогда спортом заниматься. Чтобы всё успеть, дети меньше спят, меньше отдыхают.
Работа на износ
Итак, у большинства детей нет времени на секции. Но ведь в расписании возник третий час физкультуры.
А где проводить эти дополнительные занятия? По словам Михаила ЦВЕТКОВА, начальника отдела общего образования городского департамента образования, в 12 общеобразовательных школах Нижнего нет оборудованных спортзалов. Руководству приходится договариваться, чтобы дети ходили на физкультуру в другие учебные заведения или в бассейны. В последние годы в городе активно строили спортплощадки во дворах крупных микрорайонов, сейчас они закреплены за школами.
К тому же дополнительный урок ввели, а об учительских кадрах не подумали. Школы испытывают настоящий дефицит учителей физкультуры, педагоги вынуждены брать повышенную нагрузку - работать на две ставки и вести дополнительные секции. О каком качестве спортивной подготовки можно говорить при таких нагрузках?
- За последние 25 лет потерян престиж работы учителя. Представьте, если металлург или каменщик будет работать по 2 смены, как он будет себя чувствовать? А педагогу можно. Люди вынуждены работать на износ, чтобы прокормить семью, - сетует Василий ПУШКИН, заслуженный мастер спорта России, депутат гордумы. - Развалили всю систему спортивного образования, а взамен ничего не предложили. Потеряна сама идеология спорта. На кого равняться детям? Давайте во дворах поставим хотя бы турники, простейшие сооружения для спорта.
Языком цифр | |
---|---|
По данным областного минздрава, в 1997 году к I - высшей - группе здоровья в регионе относились 33,4% детей, в 2002-м - 17%, а в 2013-м - уже 9,4%. 60% школьников относятся ко II группе - у них проблемы со зрением, со слухом, а также нарушения осанки.
|
За компьютером с чипсами
Рассуждая о здоровье ребёнка, нельзя забывать о решающем влиянии родителей.
- На физическое состояние ребёнка сильно влияют условия его жизни в семье, - считает Роза СОЛОНИЦЫНА, консультант отдела дошкольного образования департамента образования Нижнего. - Если дети и в школе, и дома будут сидеть за правильной мебелью, подходящей по росту, если будут делать зарядку и заниматься на уроках физкультуры, они вырастут здоровыми. Но когда уже дошкольник лишь сидит за компьютером с газировкой и чипсами, он здоровье теряет.
По мнению Натальи ЛАБУТИНОЙ, замдиректора Дворца спорта «Заречье», родители отдают ребёнка в спортивную секцию и думают, что этого достаточно:
- А в семьях при этом нет культуры питания, безграмотно организован день ребёнка, его рабочее место. Кроме того, родители не всегда мотивируют детей заниматься спортом.
В общем, факторов, влияющих на детское здоровье, масса. И пока взрослые разбираются, кто отвечает за здоровье, дети будут его системно терять.