БЕЛОЗЁРОВО - достаточно большое село с основной общеобразовательной школой. На первый взгляд, компактное, отремонтированное здание, прибранная территория.
Заходим в первый попавшийся дом:
- Говорят, у вас тут конфликт в школе?
- Да у нас давно этот конфликт, - вздыхает местная жительница Ольга Гурылёва. - Детей переводят в другие школы, в нашей знания не ахти. Ребятам приходится своим ходом до Дальнего Константинова добираться, в районную школу. У меня самой четверо детей учились в нашей школе, сейчас поступили в институты и техникумы, потому что занимались у учителя Светланы Николаевны Колегановой. У неё директор Татьяна Анатольевна Ховрина хотела классное руководство отнять. Так мы с родителями заявление писали, чтобы класс оставили.
Одна сторона: «Меня притесняют»
Учитель математики и физики Белозёровской основной школы Светлана Колеганова:
- Я уже не знаю, куда обращаться! У нас в школе творится кошмар! Я приехала в Белозёрово из Таджикистана. Когда директором нашей школы назначили Татьяну Ховрину, отношения не заладились с самого начала. Наш конфликт длится уже семь лет. Он постоянно выливается в стычки и скандалы. Можно сказать, меня в школе притесняют. Директор не записывает в трудовую книжку мои победы (к примеру, II место на районном конкурсе классных руководителей), игнорирует мои заслуги. Её негативное отношение задело даже моего сына.
Есть претензии и к её работе. Татьяна Анатольевна (преподаватель литературы) проводит уроки черчения, хотя в школе есть педагог с архитектурным образованием. Дети рассказывают, что черчение практически не изучали. Поэтому школьный экзамен сдавали чисто номинально. Английский язык отдали вести учителю русского, подруге директора.
Открытые уроки провожу только я. По другим предметам их нет, хотя родители просили организовать подобную форму работы. А то оценки в журнале есть, а знания у детей слабые. Ребята переходят в районную школу и сразу сталкиваются с трудностями.
Последней каплей в наших отношениях стала история с поездкой моего класса на научную конференцию в район. Директор транспорт не обеспечила. Глава сельской администрации предложил отвезти на своей "Волге", но как бы в легковую машину убрались девять учеников и несколько коробок с лабораторными приборами?! Мне пришлось вызывать такси. За свой счёт.
В школе и с финансами проблемы, в частности с зарплатой. Технички и повара жалуются, что листочки не дают, начисляют один оклад (без премий, разрядных, сельских и прочих выплат), завучу недоплачивают за приведение в порядок лаборатории (500 рублей ежемесячно). Премии директор получает несправедливо. Я заявление в районную прокуратуру написала, чтобы провели финансовую проверку школы.
Вторая сторона: «Вопрос о снятии не стоит»
ДИРЕКТОР школы Татьяна Ховрина (на снимке):
- У нас такое положение дел из года в год. Светлана Николаевна конфликтует. Из-за этого я свою дочку перевела в другую школу. Учитель она, конечно, сильный, творческий, активный, но воспитатель плохой. Может накричать на детей. Это подтверждают и анонимные анкеты, которые заполняли наши ученики. С английским действительно беда. Педагог по русскому Галина Киняева отказывалась брать этот предмет. В РОНО говорят: кадров нет. Приезжала из другого района молодая учительница - но часов мало, ей невыгодно. Поэтому мы их Галине Константиновне отдали. И как может быть у нас плохая подготовка по инязу, если наши дети заняли второе место на районной олимпиаде по этому предмету!
Летом в школу завезли компьютеры - оборудован класс для информатики. В августе получили "ГАЗель". И конкретика по зарплате появится - сейчас бухгалтерия разбирается с новой программой, и жировки ежемесячно будут выдавать.
Я люблю свою работу! И считаю, что на своём месте. Прокурорская проверка не выявила нарушений - заключение у меня есть. Сейчас вопрос о снятии с должности не стоит вообще.
ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ
Завуч Людмила Данилова:
- ПРИ Светлане Николаевне стало больше мероприятий. Готовим мы их часто на свои деньги. Рвёмся, что-то делаем. Я учитель второй категории, когда-то исполняла обязанности директора. А на совещании в конце этого учебного года директор высказалась, что я свои обязанности не выполняю. Это, наверное, потому, что я Светлану Николаевну поддержала. И я решила написать заявление на увольнение.
Техничка Татьяна:
- Я считаю, что хотят выжить хорошего учителя Светлану Николаевну. У меня ребёнок учится в 3-м классе. Видимо, за то, что я встала на сторону Светланы Николаевны, и мне житья не дадут.
Мама Светлана Хрулёва:
- У меня ребёнок 8-классник. Родителям не разрешают на уроки ходить. Когда сельчане переводят детей из школы, их даже не останавливают - ну и забирайте. 25 родителей написали заявление в районное управление образования, чтобы убрали директора. Нам ответили, что заменить некем - проблема с кадрами.
Мама Елена Абдулина:
- Я не переводила своего ребёнка только из-за двух педагогов - Светланы Николаевны и завуча Людмилы Юрьевны. Хотя дети в нашей школе не учатся, а мучаются: нет компьютеров, инвентаря для труда, некому физкультуру проводить.
Мама Ирина Саракеева:
- Я специально не стала отдавать своего ребёнка в первый класс Белозёровской школы, видя такую ситуацию, сразу отвела в соседнее село.
Глава сельской администрации Евгений Земсков:
- Затянувшийся конфликт в нашей школе идёт уже несколько лет, я всегда его пытался сглаживать, идти на уступки. Когда возникла ситуация с поездкой на научную конференцию, сам предложил личную "Волгу" (другого автомобиля под рукой не было). Татьяной Анатольевной я доволен, руководитель хороший, школу она держит в порядке, ремонт провели. Это личные споры.
Мама Людмила Машенькина:
- Я поддерживаю директора. Это Светлана Николаевна из-за личных обид подговорила полсела, чтобы выступили против Татьяны Анатольевны. А директор она хороший, и работу свою выполняет.
КОМПЕТЕНТНО
Пришла пора поговорить
Начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области Виктор Шмелёв:
- НА мой взгляд, здесь две крупные проблемы. Первая - межличностные отношения взрослых людей - педагогов и руководителя. Нужно помнить, что директор - это человек, который руководит, а значит, за всё отвечает.
Не может быть конфликта с учителем из-за того, что директор не делает записи в трудовую книжку. Существует порядок делопроизводства, за выполнение которого он несёт ответственность.
Открытые уроки - форма представления опыта учителя. Они проводятся или по инициативе самого педагога, или в соответствии с планом работы школы. Если же родителей беспокоит уровень подготовки ребёнка, они имеют право обратиться в администрацию школы с просьбой посетить урок. Их пожелания, как правило, удовлетворяются, иначе администрация косвенно подтверждает низкий профессиональный уровень педагога.
Черчение с 2004 года исключено из госстандарта общего образования и в этом учебном году уже не изучается в 8-х классах, а через год совсем исчезнет из программы основной школы. Галина Киняева, учитель русского языка и литературы, закончила три курса НГЛУ и прошла курсовую подготовку на кафедре иностранных языков в НИРО. Конечно, министерство образования ставит задачу, чтобы каждый предмет преподавал специалист, но, к сожалению, это не всегда получается по причине небольшого количества классов в сельской школе, а значит, и маленькой нагрузки.
Если ученики направляются на конференцию в районный центр, директор обязательно издаёт приказ о направлении на мероприятие, обеспечивает доставку детей, назначает ответственного за сохранность здоровья и жизни учащихся на период проведения мероприятия. Описанная ситуация абсурдна - учитель не имел права ехать другим транспортом.
Действительно, в апреле этого года Татьяна Ховрина получила премию, по распоряжению администрации района. Не сама себе назначила, а в соответствии с приказом учредителя. Совместная проверка районной прокуратуры и Централизованной бухгалтерии муниципальных образовательных учреждений района финансовых нарушений в школе не выявила.
Вторая проблема - управленческая. В данной конкретной ситуации от руководителя школы требуются огромный опыт и знания по конфликтологии. Не должен директор школы чувствовать себя спокойно, когда коллектив не может профессионально работать из-за межличностных противоречий. Я бы хотел обратиться ко всем взрослым - администрации, педагогам, родителям учащихся - с просьбой помнить о том, что в конечном счёте страдают дети.
ЯЗЫК ЦИФР
ДЕТЕЙ в другие школы переводили:
- 2006 год - 7 человек;
- 2007 год - 3 человека;
- 2008 год - 5 человек.
На сегодняшний день в Белозёровской ООШ учатся 48 детей.