Примерное время чтения: 5 минут
241

Ищем таблетку от лени

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Нижний Новгород 25/08/2009

Мы с мужем не имеем возможности проверять каждый его шаг. Всем приходится заниматься какими-то необходимыми делами, вне зависимости, интересны они или не очень. Но втолковать эту очевидную истину сыну у меня никак не получается: он и в школу ходить не желает, и дома книжку без понукания не откроет, да и в магазин его послать – целая история. Посоветуйте, как заставить его делать хоть что-то полезное?

Елена Семёновна, Нижний Новгород

На вопросы читателей отвечает врач-психотерапевт Борис КАЛАБАНОВ

Нужна мотивация!

- Жалобы на детскую лень — одни из самых частых, с которыми обеспокоенные родители обращаются за консультацией к психологам и психотерапевтам. Очень часто взрослые не понимают, что ребёнок, увиливающий от уроков, просто не имеет собственной мотивации к этому достаточно трудоёмкому процессу. Он искренне не знает, зачем ему-то самому это нужно, а простого желания угодить родителям явно недостаточно. Особенно если его всё время ругают дома и в школе.

В этой ситуации ярлык «лентяя» многим кажется весьма привлекательным: вдруг оставят в покое, всё равно окружающие им недовольны. Решение проблемы в том, чтобы человек сам понял, что именно он делает и для чего ему это нужно. Бессмысленная деятельность из-под палки ничего, кроме отвращения и стремления избежать перегрузки, вызвать не может.

Инициатива не наказуема

Многие жалуются, что сын или дочь не помогают по дому. Имеет смысл закрепить за ними определённые домашние обязанности и настаивать на их выполнении (ходить в магазин, выбрасывать мусор, забирать младших из детского сада). Важно, чтобы поручения были конкретными, выполнимыми и нужными, а не придуманными из воспитательных целей.

За сделанное обязательно следует благодарить. Хвалить имеет смысл только искренне и дозированно, преувеличенное расхваливание раздражает человека даже сильнее, чем игнорирование его заслуг. Нельзя гасить инициативу ребёнка в выполнении какого-либо дела.

- Давай помогу, - зачастую твердят старшие и делают вместо малыша его работу (убирают игрушки, решают задачки и т.д). У взрослых всё выходит быстрее и аккуратнее, но чадо привыкает, что вместо него будет работать кто-то другой. Для некоторых лень способна играть роль своеобразной психологической защиты: чтобы не делать неприятную работу, эти люди тянут время. Они лелеют тайную надежду, что найдётся тот, кто выполнит дело вместо них.

Если мозг устал

Лень может иметь не только психологические, но и физиологические причины. Даже у абсолютно здорового человека после длительной напряжённой работы развивается утомление, нежелание что-либо делать. Учёные обнаружили, что при этом в первую очередь нарушается кровоснабжение передних отделов мозга, отвечающих за активность, инициативу, выносливость. В какой-то степени именно переутомление лежит в основе лени многих школьников. Они вроде бы всеми силами стараются увильнуть от занятий и домашних дел, а на самом деле из последних сил тянут нагрузки.

Маска для болезни

Поведение, производящее впечатление банальной лени, может маскировать последствия перенесённой болезни, хронической инфекции, авитаминоза, ряда психических расстройств. Многие пациенты, страдающие астенией или депрессией, нередко вместо помощи и понимания со стороны родственников слышат от них упреки: «Что ты лежишь, почему ничего не хочешь?» А человек болен. Он и рад был бы заняться делом, но не в состоянии, он нуждается в консультации врача и лечении, а не в перевоспитании. Такие трудно распознаваемые формы депрессии особенно характерны для детского и подросткового возраста.

За лень можно принять и так называемую редукцию энергетического потенциала, характерную для расстройств шизофренического круга.

Клин клином не вышибешь

Довольно часто на приём к врачу попадают дети, которых старшие долго и безуспешно «лечили от лени» дополнительными перегрузками (кружки, секции, поручения и т.д.). Получалось только хуже, и привести в норму таких пациентов весьма непросто. Для родных и педагогов предневротические состояния (переход от психического здоровья к болезни) практически неотличимы от лени и капризов. Если ребёнок начинает жаловаться на усталость, вялость, разбитость, головные боли, говорит, что нет сил, выглядит раздражённым, плаксивым, не торопитесь сразу же всё сваливать на избалованность.

О возможном начале болезни свидетельствуют также:

потеря аппетита;

неожиданное похудение;

бледность;

сонливость (вроде бы и спит подолгу, но жалуется, что не выспался).

Если заставлять человека при этом продолжать активную деятельность, то предневротическое состояние постепенно перейдёт в более тяжёлое.

Кстати, похожие симптомы могут появиться и после того, как ребёнок упал и ударился головой. В первый момент можно не заметить признаков лёгкого сотрясения мозга, но астенические последствия черепно-мозговой травмы способны проявиться через несколько дней и сохраняться до двух месяцев.

Различить все эти состояния крайне сложно. Поэтому, если у вас возникли похожие проблемы, не стесняйтесь консультироваться со специалистами.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно