Нижний Новгород, 23 января - АиФ-НН. Как изменит он жизнь нижегородских школьников и студентов? На вопросы учеников и их родителей «АиФ-НН» ответили эксперты.
Бесплатная страшилка
Одна из главных страшилок, сопровождавших принятие закона, – платное школьное образование. Как заверила нас Ирина ТАРАСОВА, директор департамента образования Нижнего Новгорода: все предметы учебного плана в рамках федерального образовательного стандарта будут бесплатными.
- Школа имеет право оказывать платные образовательные услуги сверх учебного плана, но для этого необходимо получить лицензию, а также согласовать плату за услуги в департаменте экономики города, - продолжает Ирина Тарасова.
Зато платными теперь могут стать группы продлённого дня и интернаты при школах. Вряд ли это порадует занятых родителей.
А вот учителей ждёт радостная новость – закон закрепляет уровень зарплаты педагогов не ниже средней оплаты труда по экономике региона. В Нижегородской области средняя прогнозируемая зарплата в 2013 году - 23 000 руб.
Срок годности ЕГЭ
Закон не отменяет единого госэкзамена – ЕГЭ признан основной формой оценки знаний ученика по окончании школы.
- Теперь результаты ЕГЭ для поступления в вуз действительны 4 года – раньше абитуриент, «просрочивший» сертификат по ЕГЭ, обязан был через год сдавать экзамен заново, - рассказывает Светлана ЧЕХОВА, проректор по учебной работе Нижегородского института менеджмента и бизнеса. – Специалисты, закончившие колледж или техникум, имеют право поступать вуз по результатам вступительных испытаний, а не по ЕГЭ.
Кроме того, школы теперь имеют право заниматься профессиональной подготовкой, отмечает Николай БАРМИН, ректор Нижегородского института развития образования (НИРО). Помните, раньше ученики не только осваивали школьную программу, но и получали дополнительную профессию в учебно-производственных комбинатах - УПК?
Наконец, теперь конфликты между родителями и учителями или детьми, учениками и учителями в нижегородских школах будут разбирать специальные комиссии.
И воспитание, и практика
Высшая школа в Нижнем к новому закону готова, считают эксперты.
- Очень важно, что в систему высшего образования вернули понятие «воспитание». Считаю, что вузу важно не только дать студентам знания, но и научить работать в коллективе, - считает Евгений ИВАШКИН, проректор Нижегородского государственного технического университета по воспитательной работе (НГТУ).
В новом законе важное место уделяется и практической составляющей высшей школы.
- К примеру, там предусмотрено создание базовых кафедр в вузах при научных организациях, так и на предприятиях. Невозможно научить инженера без практики на производстве. Важно, чтобы сотрудники передовых предприятий принимали активное участие в учебном процессе, делятся своим опытом, - уверен проректор НГТУ.
Конкурс льготников
Ещё одно нововведение – сокращение числа льготников, имеющих приоритетные права при поступлении в вуз. Раньше такие дети поступали вне конкурса.
Введена система квотирования для льготных категорий абитуриентов – к примеру, количество мест для детей-инвалидов будет составлять 10% общего числа бюджетных мест по специальности. К льготникам отнесли детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, а также инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных на военной службе.
Из льготных категорий исключены дети-сироты. Зато теперь они имеют право на бесплатное обучение на подготовительных курсах.
-Квотирования льготных мест положительным образом скажется на приёмной кампании в вузах. Это особенно актуально для вузов и специальностей с небольшим количеством бюджетных мест – их в основном и занимали льготники, - говорит Евгений Ивашкин. Кстати, закон вводит понятие подготовительных курсов с бюджетным финансированием. Сейчас, по словам эксперта, бесплатных курсов нет ни в одном вузе. Механизм работы курсов, вероятно, будет прописан в подзаконных актах.
Не хочешь работать? Плати
Целевой приём в вузы закон сохранит. Но, по словам Николая Бармина, вводится жёсткое ограничение – если студент по окончании учебного заведения не устраивается по направлению, он будет нести материальную ответственность.
Если целевик отказывается работать, он обязан возместить организации, выдавшей направление на учёбу, в полном объёме все расходы на его обучение, а также заплатить штраф в двукратном размере этой суммы.
- Это очень эффективная мера. Скажем, студент, занимавший «целевое» место в вузе, к 5-6 курсу отказывается от работы по направлению - изменились семейные обстоятельства. Заставить такого человека работать по направлению никто не мог, - говорит Борис ШАХОВ, ректор Нижегородской государственной медицинской академии.
Если же выпускник вуза сам не получит обещанной работы, ему должны будут выплатить компенсацию.
Сколько стоит обучение?
Новый закон коснулся и работы негосударственных вузов.
- Сейчас все вузы, как государственные, так и негосударственные, находятся в равных условиях и должны устанавливать стоимость обучения не ниже норм бюджетного финансирования. Так, стоимость обучения на очной форме по экономико-управленческим направлениям не может быть ниже 60000 рублей в год, - говорит Светлана Чехова.
- Теперь вуз не вправе повышать плату за обучение чаще, чем раз в 5 лет. Пока это происходило не чаще раза в 3 года. Повышение разрешается раз в год только на процент инфляции, - рассуждает Сергей ГРИШИН, ректор Нижегородской правовой академии.