Примерное время чтения: 7 минут
302

Нижегородский «Арлекин». Худрук театра для глухих детей о творчестве

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 13/05/2015
Владимир Чикишев
Владимир Чикишев / Татьяна Антонова / театр «Пиано»

Худрук нижегородского театра «Пиано» Владимир Чикишев получил значимую награду - Российскую национальную театральную премию «Арлекин» в почётной номинации «За великое служение театру для детей». В интервью «АиФ-НН» он рассказал о педагогике и творчестве.

Справка
За 29 лет своей истории театр «Пиано», где играют глухие дети, стал участником более 50 международных театральных фестивалей и проектов в 13 странах мира. Дважды спектакли театра украшали программу Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин». Два года назад театр участвовал в церемонии вручения Премии «Золотая маска».

Кто воспитает поколение?

- Владимир Николаевич, поздравляем вас с наградой!

- Спасибо! Это действительно значимая награда для нас и, как мне кажется, для всего города. «Арлекина» Нижнему подарил Питер, особенный город. Арлекин сам по себе удивительный персонаж. Символ действия, танца, полёта, воодушевления, азарта. Живой, позитивный импульс, который нужен всем.

Когда-то греки придумали театр как лекарство для города. Жители города собирались на площади, где происходило действо. После представления они расходились по домам, но уже изменившимися, другими. Общее действо сплачивало людей, актёров и зрителей, строило между ними мостики. Кто сегодня этим занимается в Нижнем? Конечно, люди искусства. И в этом процессе эффективно могут участвовать дети, в том числе дети с ограниченными физическими возможностями. Эти дети - тоже часть стратегического ресурса государства.

Больницы, интернаты - во всех этих местах заложена гигантская энергия. Движение искусства в эти пространства вернётся с огромным откликом. Надо менять представление о коррекционных учреждениях как о собрании беспомощных, уходить от стереотипов сопливо-жалостливого отношения к детям и инвалидам. Надо реально представлять себе жизненный и творческий потенциал этих людей и помочь ему полноценно раскрыться.

«Арлекин» Фото: театр «Пиано»/ Татьяна Антонова

- Как же изменить отношение?

- Всегда востребован пример активной личности, особые механизмы, современные форматы, переворачивающие представления людей о себе и мире. Многое уже есть, надо просто искать, быть внимательными и аккумулировать идеи.

Наш театр эффективно работает как форма взаимодействия глухих детей с социумом. К нам очередь стоит из желающих поучаствовать в мастер-классах. Нужны люди, которые будут развивать это пространство, программы и технологии, способные удовлетворить запрос стремящихся сюда взрослых и детей, которые уходят из «Пиано» с изменёнными взглядами на жизнь, на глухих детей, на себя самих. Это очень важный диалог, элемент воспитания города, поколения.

Всё это может быть ещё и экономически эффективно! Маленький театр «Пиано» поднял всю школу, сумев привлечь за четыре года на развитие инфраструктуры школы-интерната 40 млн рублей из внебюджетных средств.

Актеры театра «Пиано» Фото: театр «Пиано»/ Татьяна Антонова

Дед Мороз: друг или враг?

- Где взять кадры для школы?

- Это настоящая головная боль. В школе нужны перспективные, современные, мотивированные педагоги. Лозунг «Ребёнок должен учиться» не работает. Надо сделать так, чтобы он хотел учиться. А должен он только одно - быть счастливым, он имеет на это право, он для этого рождён. Задача взрослых - создать «питательную среду» для развития всех необходимых качеств, личностных и социальных. Педагог должен быть для детей и проводником, и другом, и лидером.

Кто воспитает нам таких педагогов? Педагогический университет, при всей любви к нему, готовит всё-таки не сурдопедагогов, а дефектологов. Сурдопедагогов готовят в Москве и в Питере, и они до Нижнего не доезжают. Конечно, стратегически - надо организовать их подготовку здесь. Тут есть «но»: целевая аудитория очень маленькая. У нас 60 детей, в Горбатовской школе для глухих - ещё столько же, плюс две школы для слабослышащих. Какова мотивация вкладывать деньги в подготовку специалистов для такой небольшой категории детей? Смысл в этом есть, потому что в процесс взаимодействия с глухими детьми втягиваются здоровые дети и взрослые. Это мостик между людьми, и по нему можно идти.

Вообще, большой вопрос - как сегодня воспитывать детей. Традиционная назидательно-принудительная педагогика изрядно хромает в наше время. Детей окружает информационное поле, они мигом находят лазейку для самостоятельных действий. Ищут мотив, живые глаза, игровой компонент. Хотят многое делать сами - играючи, легко, стремительно.

В движении кроется история, неповторимый язык, стиль, юмор, взгляд ребёнка на жизнь. Фото: театр «Пиано»/ Татьяна Антонова

В какой степени нужно структурировать время ребёнка? Где баланс между контролем и предоставлением самому себе? Вот обычный ребёнок пришёл из школы домой, закрылся в комнате или пошёл к друзьям. Что с ними происходит? А ведь именно в это время происходит осмысление себя, жизни, зарождаются проекты и реализуются в действии.

У нас интернат, казённый дом, в котором многие процессы предельно организованы и формализованы. Но в этой чёткой системе должно быть место игре, творчеству, свободному полёту. Театру приходится тонко балансировать на грани между сроками выпуска, режиссёром, ждущими зрителями и тем, чтобы дать детям просто поиграть в театр.

- Что вы думаете о театральных кружках?

- В обычных школах они обычно появляются стихийно. С глухими детьми всё иначе. Им нужен язык, на котором бы они самовыражались, - через движение, живопись, танец, анимацию. Зрителям не обязательно знать, что на сцене перед ними глухие дети.

Мы часто слышим вопрос «Как ваши дети танцуют под музыку?» Как будто только под музыку и можно танцевать, как будто вообще можно танцевать под что-то и жить под что-то! Танец часто представляется как некий хореографический рисунок, положенный на музыку. Но с глухими детьми заучивание движений под музыку невозможно. И есть ли в этом смысл? Детям интересно сочинять самим - импровизировать. Когда они создают свои композиции, рассказывают в движении истории, рождается неповторимый язык, стиль, юмор, формируется индивидуальная система ценностей … Возникает желание поделиться, высказаться.

Дед Мороз обычно просит детей рассказать стишок, то есть продемонстрировать некие исполнительские качества. Мы недооцениваем творческий потенциал детей и редко просим сочинить - стихотворение, картину, танец… А может, перед нами художник!

Детям интересно сочинять самим - импровизировать. Фото: театр «Пиано»/ Татьяна Антонова

Дед Мороз хоть бы выбор давал: кто может рассказать стишок - рассказывайте, а кто может сам сочинить? Это же разные по уровню задачи! Взрослые должны понимать, что выучить - это одно, а научить создавать своё - это совсем другое.

Работа с ребёнком - это вообще штучное производство, не конвейер. Нужны уникальные подходы, учитывающие все нюансы ребёнка, при основных концептуальных установках: каким ребёнок входит в школу и каким он должен выйти. Совершенно точно - счастливым.

Досье
Владимир Чикишев родился 29 октября 1958 года в Нижнем Новгороде. Окончил Московский государственный университет культуры (курс С.В. Клубкова). Заслуженный работник культуры России, член Союза театральных деятелей РФ. Педагог высшей категории. Лауреат премии «Акция Совета по культуре и искусству при Президенте РФ по поддержке Российских театральных инициатив - 2005». Участник международных театрально-педагогических проектов и конференций, ведущий мастер-классов на Всемирных фестивалях детских театров в Германии, Финляндии, Англии, Люксембурге, Дании, Бельгии.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно