Примерное время чтения: 7 минут
240

Дети в деле. Когда пила интереснее планшета?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 12/10/2016

Чрезмерное общение детей с гаджетами очень вредно! Как же спасти чадо, которое уже познало вкус техники? Очень просто: предложить ребёнку то, что интереснее планшета.

Всё по-взрослому

- Валентиныч! Нужно ещё отверстие просверлить! - раздаётся детский голосок среди звуков пилы. Занятия в школе плотников проходят в простой и дружеской обстановке.

Мы решили посетить занятие самых юных учеников, которым от 4 до 7 лет. Несмотря на нежный возраст, у этих парней всё по-взрослому: настоящие пилы, стамески, напильники... Нахмурив бровки, мальчуганы пыхтят над деревянными брусками - будущими пистолетами и машинками.

Единственный преподаватель и наставник школы плотников - Дмитрий Зотиков. Много лет назад он создал школу плотников для взрослых в Сокольском. Также Дмитрий Валентинович руководил крупным строительным проектом по возведению домов из дерева.

- Признаться, был уверен, что работа с детьми - не моё, я привык руководить взрослыми. И начал искать преподавателей, - рассказывает Дмитрий Валентинович. - Оказалось, их просто нет. «А как же учителя труда?» - спросите вы. Но они зашоренные люди и уже не могут учить интересно. Час они будут рассказывать о технике безопасности, а потом предложат сколотить табуретку.

Дмитрий Валентинович решил обучать детей сам и ни разу не пожалел.

Ученики младшей группы занимаются вместе с родителями, часто - с мамами. Женщины помогают юным творцам: подают инструменты, надевают на мастеров защитные очки и шкурят детали.

- Мы хотим прийти к формату семейного клуба, где детям и родителям интересно проводить время вместе. И очень хочется, чтобы на занятия дети приходили с отцами, но пока мы видим больше мам, - рассуждает Дмитрий Валентинович.

Занятия в школе плотников помогают построить доверительные отношения между ребёнком и родителями.

- Многие современные мамы и папы трясутся над своими детьми, стараются везде «соломки подстелить» - а вдруг поранится, а если заноза в палец попадёт? - рассуждает наставник юных плотников. - Конечно же, мы заботимся о безопасности, не используем электроинструмент и клей. А если дать ребёнку в руки пилу или лобзик, ничего страшного не произойдёт. Родителям важно это понять.

Подобные занятия - это просто находка для мам, которые растят сыновей без пап. Здесь и общение в мужской компании, и навыки, необходимые любому парню.

Кстати, девочки тоже захаживают в школу плотников. Учатся работать в мужском коллективе. А мальчишки стараются вести себя сдержанно.

Дмитрий Зотиков воспитывает «рукастых» людей.
Дмитрий Зотиков воспитывает «рукастых» людей. Фото: АиФ

Хенд-мейд в почёте

Кажется, с каждым годом всё меньше рукастых парней. Принято думать, что для такой работы есть специально обученные люди, а задача остальных мужчин - заработать, чтобы оплатить труд «мужа на час». Но Дмитрий Зотиков с этим не согласен:

- Во-первых, наша страна кочует из кризиса в кризис, и умение всё делать самостоятельно прилично экономит семейный бюджет. Во-вторых, хенд-мейд сейчас ценится.

К тому же на таких занятиях прекрасно развивается мелкая моторика и мышление. Ведь, прежде чем отрезать, нужно семь раз отмерить! Работает школа плотников по принципу «одно занятие - одно изделие». То есть спустя час ребёнок видит результат своих стараний.

От дерева - к книгам

Дмитрий Валентинович считает, что у нынешних детей не только психологическая, но и механическая зависимость от гаджетов:

- Вроде бы он только что пилил, а уже в руке телефон! Конечно, нужно отвлекать детей от телефонов и планшетов. Что мы и делаем... После занятий многие дети заинтересовались книгами, историей, географией. Ведь мы рассказываем о породах дерева, об устройстве Солнечной системы… Многие не знали, куда впадает Волга! Но мы не вдалбливаем знания в головы, как это делают на уроках в школе.

В школе плотников занимаются дети 4-12 лет. Исключение сделали, например, для трёхлетнего Тимофея, который хочет научиться работать с деревом.

- Для мальчика это важно, - считает мама Тимофея Юлия Завьялова. - Дерево - то, что сейчас в дефиците. Везде пластик и стекло. А «общение» с натуральными материалами полезно.

Наталья решила записать в школу четырёхлетнего сына, увидев у него тягу к инструментам - он растаскивал отвёртки и плоскогубцы по всей квартире, расспрашивал, как ими пользоваться.

В семье Миша один отличается тягой к инструментам. Все его родственники - гуманитарии, мама - юрист. Возможно, Миша потом станет тем спасителем, кто и кран починит, и полку не только повесит - сам смастерит.

Кстати, часто на занятия дети приходят со своими идеями, и им идут навстречу. Например, 10-летний плотник с порога заявил, что ему необходимо выстругать… троянского коня.

Тимофею всего три года, а он уже ловко управляется с деревом.
Тимофею всего три года, а он уже ловко управляется с деревом. Фото: АиФ

Как отвлечь от планшета?

Владимир Климов, преподаватель роботехники:

- Дети помешаны на компьютерах. Но нужно показать им, что чудо техники - не только для игр, но и для увлекательного программирования.

Важно как можно больше читать детям с самого их раннего возраста: школьники сейчас не воспринимают информацию на слух. Если им показать на экране - поймут. И, конечно, отдавайте детей в спорт. Им не хватает движения. Оно, как известно, и для мозгов полезно.

Ирина Токмакова, арт-тренер:

- Сейчас нельзя представить жизнь без техники, Интернета, мобильной связи и соцсетей. Это реальность, в которой живут наши дети. Общение, познание мира и общая эрудиция развиваются в виртуальном мире. Моё мнение - это надо принимать, чтобы ребёнок владел современными технологиями. По сути - это его ассимиляция в обществе. Это необходимо, но недостаточно. Творчество в жизни помогает обрести новый опыт, помогает развивать фантазию и находить новые варианты.

Творчество в жизнь ребёнка часто приходит через родителей, через значимых взрослых. Взрослый - тот, кто приглашает ребёнка к творчеству, по сути - проводник, благодаря которому легче и проще познать новое. И взрослым важно соблюсти тонкую грань критики, которая может исключить желание ребёнка заниматься любимым делом. Корректировать и направлять в творчестве нужно, мягко обращая внимание на нюансы, которые нужно ещё прорабатывать. И тогда реальный мир вокруг становится интереснее, и в нём хочется быть сильнее, чем в виртуальном.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно