Примерное время чтения: 6 минут
638

Общее образование. Где учиться особенным детям?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Аргументы и факты - Нижний Новгород 23/08/2017
фото Александра Фирсова / АиФ

Готовы ли нижегородские школы принять таких учеников? С какими трудностями сталкиваются родители, усаживая  детей-инвалидов за парту обычной школы, и примут ли таких деток обычные одноклассники?

Как лучше?

Доступ к образованию в обычных школах для детей закрепили в федеральном Законе «Об образовании в РФ» только в 2012 году. Теоретически любой ребёнок-инвалид вправе  учиться, например, в школе по месту жительства, но на практике это не всегда возможно. Более того – сами родители иногда предпочитают отдавать особенных дочерей и сыновей в коррекционные учебные заведения.

«Для таких детей, как наши, конечно, лучше и комфортнее учиться в коррекционных школах, - уверена мама ребёнка с синдромом Дауна Светлана Скоропостижная. -  Ранее они назывались школами восьмого вида для детей с умственной отсталостью. Хотя успешный опыт обучения «солнечных» детей в обычных школах в других регионах, насколько я знаю, есть. Но здесь всё зависит не только от умственных способностей  ребёнка, но и от его психологической устойчивости. В обычной школе в классах больше учеников, быстрее темпы обучения и сама школьная жизнь. Мой сын Андрей, например, не смог учиться в коррекционной школе, где класс рассчитан на 12 учеников. Пришлось перевести его в класс на пять обучающихся. И такое решение оправданно: разве может ребёнок нормально усваивать школьную программу, если он  в постоянном стрессе от окружающей обстановки?».

Сейчас инклюзивное образование активно пропагандируют, и многие родители во что бы то ни стало стремятся отдать особенных детей в обычные школы. Но на деле, считает Светлана Скоропостижная, главную роль должны играть не личные амбиции мам и пап, а психологический комфорт ребёнка, его реальные возможности и потребности.

Специализированные школы-интернаты – лучший путь социализации и для слепоглухих детей. Однако чтобы максимально подготовить ребёнка даже к такой щадящей форме обучения, родителям придётся потратить немало времени и денег.

«К сожалению, создавать возможности для развития ребёнка мы зачастую должны сами, - говорит мама 8-летнего слепоглухого Пети Юлия Кремнева. – Дополнительно оплачивать занятия с логопедами, психологами, массажистами... Тот же Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов, куда едут учиться дети из нашего региона, относится к Министерству труда и социальной защиты РФ, и там нет такой насыщенной образовательной программы, как хотелось бы».

дети-инвалиды
дети-инвалиды Фото: Flickr.com/ Honza Soukup

Тёплый приём

А вот нижегородка Татьяна Фалина намеренно выбрала для  приёмной дочери, 13-летней Алёны, путь инклюзивного образования, хотя местами он оказался весьма тернистым. У Алёны нелёгкая судьба: когда девочке не было года, в комнате, где малышка была одна, начался пожар. Алёна сильно обгорела, потеряла обе ручки. Её родная мать выпивала и часто уходила из дома. В семь лет ребёнок попал в детский дом. Фалины усыновили Алёну, когда та заканчивала четвёртый класс. У девочки были отставания в развитии, но приёмная мама Татьяна понимала: ребёнок отправляется в семью, где с ним будут заниматься индивидуально, а значит, возможность наверстать упущенное есть.

«Обычная практика такова, что ребёнок-инвалид, как и обычные дети, должен учиться по месту жительства, - рассказала Татьяна Фалина. – Школа рядом с домом взять такого ученика обязана, а вот учебные заведения в других районах вправе подумать. Мы столкнулись с тем, что думают они крепко и с распростёртыми объятиями такого ученика не ждут. Где-то нам говорили, что нет мест, где-то признавались, что не «потянут» такого ребёнка - нет специалистов. Приняли только в школу №3 в Нижегородском районе». 

Татьяна не просто отдала Алёну в школу, но и многое сделала, чтобы подготовить преподавателей и будущих одноклассников девочки к её приходу в коллектив.

«Я лично встречалась с каждым учителем, рассказывала об особенностях Алёны: например, в каком случае надо срочно жаловаться мне и на какие моменты надо просто закрыть глаза. По итогам первого учебного года учителя наработали свою практику общения с ребёнком. Кроме того, я поговорила с одноклассниками Алёны, рассказала её непростую историю. Дети лояльно восприняли нашу приёмную дочь. Мы точно не прогадали, отдав ребёнка в обычную школу». 

Татьяна говорит, что девочка с удовольствием ходит в школу, хотя её больше привлекает возможность общаться со сверстниками, чем учебный процесс. Опыт общения с подростками даже сподвиг Татьяну Фалину вместе с родной дочерью Светланой, будущим дефектологом, организовать цикл лекций для школьников о том, как воспринимать ребёнка-инвалида.

«Многие родители боятся ранить особенного ребёнка тем, что сверстники в школе его не примут, - делится впечатлениями Светлана Фалина. - Мы же увидели у ребят живой интерес к теме. Они готовы принять детей с особенностями в свой круг общения. Здоровым детям не надо преподносить мир инвалидов с позиции жалости – им надо объяснить, что это другая реальность, в которой есть своя жизнь, иногда даже более духовно насыщенная, чем мир здоровых людей. Это залог, что в будущем мы получим толерантное общество свободных от предрассудков людей».

Право выбора. Иногда школа не просто даёт знания – она помогает всестороннему развитию ребёнка-инвалида.
«В принципе, инклюзивное образование в Нижнем Новгороде развивается, и есть школы, доступные для обучения инвалидов - с пандусами, расширенными дверными проёмами. К сожалению, есть проблемы со специалистами, способными заниматься с детьми-инвалидами,- рассказывает председатель Нижегородской региональной общественной организации «Инватур» Андрей Буланов. - Я сторонник того, что выбор должен быть всегда, и за родителями в любом случае должно оставаться право отдать ребёнка в коррекционную школу или в общеобразовательную. Если ребёнок-инвалид «потянет» обучение в обычной школе, такую возможность нельзя упускать. А чрезмерная опека может сослужить плохую службу, лишая возможности социализации. Обычная школа – для инвалидов часто шанс завести друзей среди здоровых людей и затем более свободно выбирать профессию, жизненные цели».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно