К С. Кабайло легко применим афоризм: «Фигаро здесь, Фигаро там». Он и в театре играет, и на ТВ снимается, продюсирует. Как он всё успевает?
Директор кукольного
На вопрос «Как у вас всё началась» он, не задумываясь, отвечает: «Я ужасно учился в школе». Правда, в школе родного Норильска был суперактивным - и председатель совета отряда, и самодеятельность.
- Когда в первом классе учительница организовала кукольный театр, я первым пошёл в магазин с родителями и купил зайчика и ёжика. И мне сказали: «Кабайло, будешь директором кукольного театра», - вспоминает Сергей.
Хоть юного Кабайло и называли «артистом», «шустриком», об актёрстве он не помышлял, рос в простой семье: мама - экономист, папа - горняк на руднике. Но когда в 10-м классе забрезжила перспектива попасть в ПТУ, Сергей собрался и… поступил в институт искусств, на театральный факультет - там же не нужно было знать точные науки и иняз. Другого такого факультета, куда можно сдать лишь историю, русский, литературу, тогда не было. А с высшим театральным образованием можно запросто стать директором кукольного.
Ведёт каталог
- Хочешь быть актёром - читай книги. Иначе откуда брать многих героев, особенно если ты будешь играть классический репертуар. Где бы я почерпнул образ английского аристократа XVIII века, бродя по Красноярку или Нижнему? - рассуждает наш герой. - Может, кого-то удивлю, но всех больше книг для профессии я прочитал в армии, куда меня призвали со 2-го курса театрального.
Пусть армия и не способствовала лицедейству, актёрство помогало прожить армейские годы безболезненно.
Служил он радистом на космодроме Плесецк Архангельской области. Как говорится, ракеты трогал руками, любовался космическими пусками и пропадал часами в местном книгохранилище. Начальник библиотеки Елена Павловна, офицерская жена, не раз «отмазывала» будущего актёра от нелёгкой службы: «Кабайло занят, он переписывает большой библиотечный каталог», - не раз говорила она армейскому руководству. А Сергей Кабайло в это время взахлёб черпал из книг героев для будущих ролей.
Любимая роль кота
- А кем я ещё мог быть? Только артистом, - улыбается Сергей.
Как говорится, если не видите другого пути, станьте лицедеем. Как Кабайло. Он заболел театром ещё в институте, с упоением играл в Красноярской драме, встретил любовь всей жизни - будущую нижегородскую актрису Светлану Кабайло. И уехал с семьёй в Горький - в драмтеатр, по приглашению. Так и служит здесь с 1989 года.
Говорят, по тому, что актёр играет, по его любимым ролям и драматургам можно многое сказать о нём самом. У Кабайло достаточно большой багаж театральных образов. Его дипломным спектаклем стала постановка «Прошлым летом в Чулимске» по пьесе Александра Вампилова. Как признаётся актёр, для него Вампилов - практически идеальный драматург: в его произведениях ничего не нужно из себя изображать, кривляться - пойми, о чём он написал, и живи!
- А куда же без Островского - драматурга, написавшего больше всех пьес в мире? (Сергей играл в его пьесах «Лес» и «Гроза»). Его герои - глыбы: купцы, крестьяне, мещане, их взаимоотношения. Я с детства болел Островским. В 10 лет увидел по телевидению спектакль театра Вахтангова «На всякого мудреца довольно простоты» (в главных ролях - Юрий Яковлев, Людмила Максакова) - и пропал! Какое было счастье, когда в институте играл Глумова, - говорит Сергей.
- Стоит ли молодому актёру выбирать амплуа? Когда актёра отличают по его амплуа, это признак его ограниченности. Я всегда стремился сыграть всё, - говорит актёр.
Сегодня - поэт в «Сказках Пушкина», завтра - скоморох («Сказка о четырёх храбрецах» Проданова), затем - простак-недотёпа-девственник Пигден («№13» Куни)… И вдруг - циничный, надменный, богатый Сергей из пьесы «Вышел ангел из тумана» Гладилина. А затем восторженный Санин в «Вешних водах» Тургенева, проживающий 20 лет за 3 дня. А ещё одной из своих ключевых ролей он считает… Кота в сапогах, которого играет 11 лет. Дети в восторге! Подвижный, пластичный, энергичный Кабайло органично перевоплощается в любую роль.
«Мне нужна свобода»
Его темперамент не даёт ему сидеть на месте. Кабайло обрёл свою популярность не только как театральный актёр, но и герой местного телевидения и глянца. В начале 90-х он пришёл на нижегородское ТВ. Благо и опыт был - ещё по Красноярску. В 1991 году у Георгия Молокина делал телемагазин. Жизнь на ТВ тогда кипела. Коллеги по цеху - Всеволод Цендровский, Илья Ластов, Александр Блудышев… С актёром Даниилом Косенковым создали «Европа Плюс TV» - устраивали целые спектакли между клипами. В проекте «Пятое колесо» ставил телеспектакли с участием нижегородских актёров. Прогремел проект «Вечерний звон»: Сергей Кабайло - Сергей Блохин. Лично я помню эту программу с детства. Кабайло стал, пожалуй, самым известным в Нижнем ведущим, которого часто можно было встретить буквально на каждом городском мероприятии.
Сергею мало театра, в том числе и в финансовом плане.
- Актёр - чертовски зависимая профессия, больше подходящая для женщин. Актёр зависит от многих людей. А я по природе стремлюсь постоянно что-то инициировать и нести за это ответственность. Мне нужна свобода. Но!.. Как актёр я готов быть зависимым. В руках умного и талантливого человека я с радостью буду пластилиновым. Так было не раз. Пусть моя жажда ухватить одно, другое, третье, может, и ошибочна с точки зрения профессии, но я так живу. А насколько получается, судить не критикам или кулуарным «доброжелателям», а зрителю. Если он доволен, я счастлив.